Меню

ПРОФИЛАКТИКА ОСНОВНЫХ ХРОНИЧЕСКИХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Общество с ограниченной ответственностью

«Институт инновационных технологий»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

в рамках НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по специальности «Терапия»

 

«ПРОФИЛАКТИКА ОСНОВНЫХ ХРОНИЧЕСКИХ

НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

 

Трудоемкость: 36 академических часа /36 зачетных единиц

Специальность основная: «Терапия»

Смежные специальности: «Общая врачебная практика (семейная медицина)»

 

Форма обучения: дистанционная

 

Количество академических часов с использованием ДОТ – 36/36

Количество академических часов с использованием стажировки-0 Количество академических часов с использованием симуляции — 0

Оренбург

2019
Содержание

  1. Общая характеристика ДПП
  2. Учебный план ДПП
  3. Организационно-педагогические условия реализации ДПП
  4. Литература

 

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДПП
    • Нормативные правовые основания разработки программы

Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

Российской Федерации».

 

Актуальность  обусловлена необходимостью дальнейшего  совершенствования теоретических знаний, умений и практических навыков по специальности «Терапия» с  целью удовлетворения  потребностей  практического  здравоохранения  в части  оказания  паллиативной медицинской помощи.

 

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации заключается в удовлетворении образовательных и профессиональных потребностей, в изучении специфики, теоретических и практических аспектов отдельных клинических проблем медицинской помощи, совершенствовании профессиональных компетенций в области первичной медико-санитарной помощи в рамках имеющейся квалификации по специальности «Терапия».

 

Трудоемкость освоения – 36 академических часов.

 

В содержании дополнительной профессиональной программы повышения квалификации рассматриваются следующие вопросы: основные понятия и нормативные документы по профилактике ХНИЗ  и диспансеризации, факторы риска в развитии наиболее распространенных ХНИЗ, профилактика основных хронических неинфекционных заболеваний.

 

Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модуля являются разделы (например, 1.). Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы (например, 1.1), каждая тема – на элементы (например, 1.1.1.).

 

Документ, выдаваемый по окончании обучения: удостоверение установленного государством образца.

 

 

В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональным стандартом и квалификационной характеристикой врача-терапевта, врача общей практики. Результаты обучения направлены на совершенствование компетенций, приобретенных в рамках ранее полученной профессиональной подготовки.

 

Характеристика профессиональных компетенций врача-специалиста, подлежащих

совершенствованию:

У обучающегося совершенствуются следующие универсальные компетенции:

 

У обучающегося совершенствуются профессиональные компетенции врача-терапевта, врача общей практики по своевременной диагностике, лечению и профилактике наиболее распространенных заболеваний.

 

Перечень знаний, умений и навыков, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций в ходе освоения данной программы обучения:

После прохождения цикла врач должен знать:

  1. Современное состояние проблемы профилактики основных хронических неинфекционных заболеваний.
  2. Методы изучения здоровья (популяционного и индивидуального).
  3. Факторы, определяющие здоровье.
  4. Интегральные показатели здоровья и методы его прогнозирования.
  5. Принципы построения профилактических программ.
  6. Виды медицинских профилактических услуг.

После прохождения цикла врач должен уметь:

  1. Определить модифицируемые факторы риска основных хронических неинфекционных заболеваний.
  2. Оценить основные факторы, определяющие здоровье.
  3. Проводить мониторинг поведенческих факторов риска.

После прохождения цикла врач должен владеть навыками:

  1. Современными методами оценки функциональных резервов организма и оценки состояния здоровья;
  2. Практическими навыками работы построения профилактических программ в соответствии с квалификационной характеристикой.

 

  1. Учебный план

 

Код                 Наименование тем и элементов Количество часов
1.        Основные понятия и нормативные документы по профилактике ХНИЗ  и диспансеризации 4
2.        Факторы риска в развитии наиболее распространенных ХНИЗ 6
2.1 Роль психологических факторов риска 2
2.2 Недостаточная физическая активность, как фактор риска ХНИЗ 2
2.3 Основы рационального питания 2
3.        Профилактика основных хронических неинфекционных заболеваний 24
3.1 Профилактика бронхолегочных заболеваний 4
3.2 Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта 4
3.3 Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний 4
3.4 Профилактика сахарного диабета 4
3.5 Профилактика онкологических заболеваний 4
3.6 Профилактика заболеваний у детей и подростков 4
  Итоговая аттестация 2
  ИТОГО 36

 

 

 

Обучение проводится на базе обучающей платформы (системы дистанционного обучения).  В учреждении сформирована электронная информационно-образовательная среда, в которой размещены папки по учебному модулю: учебная программа, формируемые компетенции, обучающие материалы и вопросы для самоконтроля по каждому разделу, тестовые задания, интернет-ссылки, нормативные документы.

Каждый обучающийся получает свой оригинальный пароль, который дает доступ к учебным материалам портала и позволяет идентифицировать личность при подтверждении результатов обучения.

С целью проведения оценки знаний используются тестовые задания, содержащие вопросы с несколькими вариантами ответов.

 

Примеры тестовых заданий.

 

  1. Укрепление здоровья (согласно определению ВОЗ) – это

А) процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем, а также процесс предоставления отдельным людям и сообществам возможностей повысить их контроль над факторами, определяющими здоровье и улучшить тем самым здоровье

Б) процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем.

В) процесс предоставления отдельным людям и сообществам возможностей повысить их контроль над факторами, определяющими здоровье и улучшить тем самым здоровье.

Ответ: А.

 

  1. Основными принципами укрепления здоровья считаются:

А) межсекторальное сотрудничество, ориентация на граждан, участие местного сообщества

Б) убежденность лиц, принимающих решения, межсекторальное сотрудничество, ориентация на граждан, участие местного сообщества

В) ориентация на граждан, участие местного сообщества.

Ответ: Б.

 

  1. Профилактика первичная – это

А) комплекс медицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний

Б) комплекс немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний

В) комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний

Ответ: В.

 

  1. Профилактика вторичная — это

А) комплекс медицинских мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний

Б) комплекс социальных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний

В) комплекс медицинских, санитарно-гигиенических и психологических мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний

Г) комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических и психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний

Ответ: Г

 

  1. Реабилитация направлена на:

А) устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций Б) устранение заболевания

В) устранение вредных для здоровья факторов

Ответ: А

  1. Какая стратегия профилактики и укрепления здоровья является наиболее перспективной, по мнению, Экспертов ВОЗ?

А) стратегия высокого риска

Б) стратегия популяционная (массовой профилактики)

В) Сочетание вышеперечисленных стратегий.

Ответ: В.

 

  1. ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Национальное руководство по кардиологии/ под ред. Ю.Н.Беленкова и Р.Г.Оганова –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
  2. Руководство по медицинской профилактике/ под ред. Р.Г.Оганова, Р.А.Хальфина – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.-464 с.
  3. Руководство по амбулаторно-поликлинической кардиологии/ под ред. Ю.Н.Беленкова, Р.Г.Оганова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.-399 с.
  4. Профилактическая кардиология (руководство для врачей) Р.Г.Оганова, А.М.Калинина, Ю.М.Поздняков – М. «Медиа-77», 2007 -213 с.
  5. Калинина А.М., Поздняков Ю.М., Еганян Р.А., Гамбарян М. Г Школа здоровья. Артериальная гипертония. Руководство для врачей с грифом УМО. Москва «Гэотар- Медиа. 2008. 192 с.
  6. Оганов Р.Г., Шальнова С.А., Калинина А.М. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. «ГЭОТАР-Медиа» 2009, 216с.
  7. Беленков Ю.Н., Оганов Р.Г. Клинические рекомендации. Кардиология. 2-е издание исправленное и дополненное. «ГЭОТАР –Медиа» 2009, 912с.
  8. Калинина А.М., Поздняков Ю.М., Еганян Р.А., Гамбарян М.Г., Карамнова Н.С., Концевая А.В. Школа здоровья: факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Руководство для врачей с грифом УМО Москва «Гэотар-Медиа. 2010. 155 с.
  9. Калинина А.М., Поздняков Ю.М., Еганян Р.А. Школа здоровья: стабильная стенокардия. Руководство для врачей с грифом УМО Москва «Гэотар-Медиа. 2010. 171 с.
  10. Болезни сердца и сосудов. Руководство Европейского общества кардиологов / под ред. А. Джона Кэмма, Томаса Ф. Люшера, Патрика В. Серруиса ; пер. с англ. под ред. Е. В. Шляхто. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 1480 с.
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». http:// minzdravsoc.ru/project.

 

Интернет-ресурсы

  1. https://www.rosminzdrav.ru/ Официальный сайт министерства здравоохранения РФ
  2. http://www.gnicpm.ru/309/296738 Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины.
  3. http://www.zdrav.ru/library/regulations/detail.php?ID=26062 Доступ к системе Главный врач
  4. http://www.rlsnet.ru/ Российская Энциклопедия Лекарств
  5. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed абстракты статей, аналогично MedLine, национальной медицинской библиотеки США
  6. http://www.medscape.com/ один из крупнейших англоязычных порталов, содержащий как абстракты, так и полнотекстовые статьи
  7. http://www.mdconsult.com/php/441855061-829/home.html один из крупнейших архивов мед. статей
  8. http://dailymed.nlm.nih.gov/dailymed/about.cfm ресурс, предоставляющий точную информацию по поводу лекарств, присутствующих на рынке США и сертифицированных FDA