Меню

Первичная реанимация недоношенных и новорожденных в родильном зале

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Актуальность.

Неонатология – раздел педиатрии, наука о выхаживании новорожденных. Суть неонатологии: изыскание оптимальных методов диагностики и лечения болезней у детей первых четырех недель жизни, а также реабилитация больных новорожденных, создание в неонатальном периоде условий, необходимых для формирования состояния здоровья во всей последующей жизни человека. Преподавание данной дисциплины включает современные знания анатомо-физиологических особенностей плода и новорожденного, а также растущего организма в течение 1-го года жизни , морфо-функциональных особенностей органов и систем новорожденного и ребёнка в различные периоды развития, вопросов питания в современных условиях. Неотъемлемой частью дисциплины служит изучение патогенеза различных детских болезней в неонатальном периоде в свете последних достижений медицинской науки, а также основанных на этих знаниях вопросов диагностики, лечения и диспансерного наблюдения различных видов патологии.

Прохождение курса неонатологии необходимо врачам – реаниматологам, педиатрам, неврологам, врачам-реабилитологам в связи с тем, что профилактика очень многих хронических болезней человека высокоэффективна именно в перинатальном периоде, а осложнения патологии, сформировавшейся в этом периоде, нуждаются в коррекции и наблюдении в течение последующих лет жизни.

Одним из основных индикаторов качества оказания медицинской помощи детям является неонатальная смертность. По данным ВОЗ к основным причинам неонатальной смертности в 2017 году были отнесены (WHO.TheWorldHealthStatistics 2017):

− преждевременные роды и низкая масса тела при рождении – 35% − врожденные аномалии – 22% − асфиксия в родах и родовая травма – 15% − неонатальные инфекции – 12%.

Основой современной стратегии модернизации родовспоможения является создание сети перинатальных центров на основе внедрения высокотехнологичной медицинской помощи контингентам высокого риска. В настоящее время, по данным статистики, в стране зарегистрировано всего 48 Перинатальных центров. Согласно критериям, регламентирующим уровни оказания перинатальной помощи, на долю акушерских стационаров 1 уровня приходится 67%, второго – 27,8%, третьего – 5,2% от числа всех акушерских стационаров в РФ (Фролова О.Г.,Юсупова А.Н., 2010).

Целью дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по специальности «Неонатология» заключается в обеспечении образовательных и профессиональных потребностей, профессионального развития человека, обеспечении соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Совершенствование неотложной помощи в неонатологии является важнейшим фактором снижения смертности и инвалидизации новорожденных детей. Основным направлением деятельности службы неотложной неонатологии является лечебно-диагностическая помощь. Подготовка специалистов высокой квалификации, эффективная организация неонатальной службы и доступность современной аппаратуры позволяют качественно оказывать помощь критически больным новорожденным детям. Именно такая комплексная система позволяет обеспечить эффективное улучшение демографических показателей в России.

 

При разработке данной программы «Первичная реанимация новорожденных недоношенных в родильном зале»учтены(использованы)следующие клинические рекомендации:

(http://www.femb.ru/feml)

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификацииврачей «Первичная реанимация новорожденных и недоношенных в родильном зале» (далее — программа), по специальности «Неонатология» в соответствии с положениями частей 1 и 4 статьи 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ- 273 от 29.12.2012 г., заключается в удостоверении образовательных и профессиональных потребностей, профессионального развития человека, обеспечении соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Данная программа направлена на совершенствование имеющихся и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа может быть использована для обучения врачей следующих специальностей: неонатология.

Задачей цикла является освоение методов углубленного обследованияноворожденных и недоношенных детей, приобретение и совершенствование навыков реанимации и интенсивной терапии, методов вскармливания и ухода за критически больными, доведение до врачей современной информациипо вопросам диагностики и лечения критических состояний, новым подходам к энтеральному парентеральному питанию недоношенных детей, включая детей с экстремально низкой массой тела.

Трудоемкость освоения – 36 академических часов.

1 академический час равен 45 минутам.

1 академический час равен 1 кредиту.

Основными компонентами программы являются:

-актуальность;

Содержание программы построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модуля являются разделы. Каждый раздел модуля подразделяется на темы, каждая тема на элементы, каждый элемент на подэлементы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела (например,1), на втором код темы (например, 1.1), далее – код элемента (например, 1.1.1), затем – код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определённый порядок в перечень вопросов, содержащихся в программе, что в свою очередь, позволяет кодировать контрольно-измерительные (тестовые) материалы в учебно-методическом комплексе (далее УМК).

Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение модулей (разделов), устанавливает формы организации учебного процесса

 

 

Организационно-педагогические условия реализации программы. Условия реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Первичная реанимация новорожденных и недоношенных в родильном зале»включают:

а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности; б) учебно-методическую литературу для внеаудиторной работы обучающихся;

в) материально-технические базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки:

— учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса; — клинические базы в медицинских организациях, научно-исследовательских

организациях Министерства здравоохранения Российской Федерации;

г) кадровое обеспечение реализации программы соответствует требованиям штатного расписания кафедры; д) законодательство Российской Федерации.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Характеристика профессиональных компетенций врача-неонатолога, подлежащих совершенствованию в результате освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по специальности «Неонатология»

— способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности (УК-1); — способность и готовность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении практических задач (УК–2);

— способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, воспитательной деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (УК-3); — способность и готовность использовать методы управления и организовывать работу

исполнителей, находить и принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции (УК-4); — способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в

обществе моральных и правовых норм, соблюдать принципы этики и деонтологии (УК-5).

— способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в сфере охраны здоровья (законодательство Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, действующие международные и отечественные классификации), документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ОПК-1); — способность и готовность владеть основами законодательства по охране материнства и детства, здоровья населения (ОПК-2);

— способность и готовность использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам (ОПК-3).

В профилактической деятельности:

— готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детского населения и подростков (ПК-4).

В диагностической деятельности:

В лечебной деятельности:

В реабилитационной деятельности:

В психолого-педагогической деятельности:

В организационно-управленческой деятельности:

(ПК-10);

Перечень знаний, умений и навыков

По окончании обучения врач-неонатолог должен знать:

профессионализм врача; составные части гуманизационного образования, компетентностного подхода в образовании, профильного обучения; -основы первичной профилактики заболеваний и санитарно-просветительской работы

-основы организации радиобиологической защиты детского населения; основы организации медицинской службы при чрезвычайных ситуациях; -основы медицинской статистики, учета и анализа основных показателей здоровья детского населения;

-основы медицинского страхования и деятельности медицинского учреждения в условиях страховой медицины;

этиологию, патогенез и клинику основных заболеваний в соответствующей области применения методов исследования различных систем организма -особенности организации помощи больным детям в специализированных стационарах

-особенности организация экстренной помощи больным детям с острыми заболеваниями и травмами сердца и сосудов -основы первичной профилактики заболеваний и санаторно-просветительной работы

современные представления о качестве и дефекте оказания медицинской помощи; законодательные акты РФ в стандарте экспертной оценки -Особенности возрастной эволюции, анатомии и физиологии и патологии у новорожденных детей, основные диагностические приёмы и методы лечения

-использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма новорожденных для своевременной диагностики заболеваний -анализировать закономерности функционирования органов и систем при заболеваниях и патологических процессах у новорожденных, -своевременно выявлять жизнеопасные нарушения у новорожденных

осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии

-применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья -проводить коррекцию болезней неонатального периода, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний новорожденных,

 

По окончании обучения врач-неонатолог должен уметь:

-вести необходимую медицинскую документацию;

По окончании обучения врач-неонатолог должен владеть навыками:

-наложение жгутов на конечности при кровотечениях;

 

 

А. Итоговая аттестация по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации врачей «Первичная реанимация новорожденных и недоношенных в

 

родильном зале»продолжительностью36академических часов по специальности«Неонатология» проводится в форме зачета и должна выявлять теоретическую подготовку врача-неонатолога в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.

 

Б.  Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения учебных модулей в объеме, предусмотренном учебным планом дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей продолжительностью 36 академических часа по специальности «Неонатология».

 

В.   Лица, освоившие дополнительную профессиональную программу повышения квалификации врачей продолжительностью 36 академических часа по специальности «Неонатология» и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ установленного образца – Удостоверение о повышении квалификации.

 

  1. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ

РАЗДЕЛ 1

Принципы организации и оснащение отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных детей

 

Код                                                Наименования тем, элементов и подэлементов

 

1.1      Основные требования, предъявляемые к диагностической и лечебной аппаратуре, предназначенной для выхаживания и интенсивной терапии новорожденных детей.

 

1.2           Организация ухода и вскармливания новорожденных, находящихся в критическом состоянии.

 

1.3           Неонатальная холодовая травма. Клиническая картина. Температурная защита новорожденного. Тактика.

 

1.4           Парентеральное питание. Методика расчета. Показания. Осложнения.

 

 

РАЗДЕЛ 2
Первичная реанимация в родильном зале
Код Наименования тем, элементов и подэлементов
2.1 Понятие  асфиксии.  Этиология.  Ведущие  механизмы,  приводящие  к  асфиксии.
Классификация и диагностика асфиксии.
2.2 Последовательность оказания первичной и реанимационной помощи
новорожденным в родильном зале. АВС – реанимация. Цикл «оценка-решение-
действие».
2.3 Понятие синдрома кардиореспираторной депрессии. Первичная помощь
новорожденным с кардиореспираторной депрессией.
2.4 Правила транспортировки новорожденного из родильного зала в отделение.
РАЗДЕЛ 3
Респираторная терапия у детей в критическом состоянии
Код Наименования тем, элементов и подэлементов
3.1 Восстановление и поддержание свободной проходимости дыхательных путей,
методы кислородотерапии, метод спонтанного дыхания с постоянным
положительным давлением.
3.2 Искусственная вентиляция легких (ИВЛ), ВЧОВЛ. Подбор параметров ИВЛ,
ВИВЛ, СРАР
3.3 Особенности респираторной терапии у новорожденных с ЭНМТ
3.4 Заместительная терапия экзогенными сурфактантами. Показания, методика,
осложнения.
3.5 Протокол ведения новорожденных с различными нарушениями функции дыхания:
синдром аспирации мекония, РДС, ВУП.
РАЗДЕЛ 4
Поддержание гомеостаза
Код Наименования тем, элементов и подэлементов
4.1 Кислотно – основное равновесие. Способы оценки. Возможности коррекции
медикаментозными  и не медикаментозными методами.
4.2 Изменения водно-электролитного баланса. Коррекция инфузионной терапии и
парентерального питания при различных патологиях.
4.3 Критерии назначения и отмены АБ терапии. Принципы назначения  АБ терапии.
Принцип выбора стартовой АБТ сепсиса.

 

РАЗДЕЛ 5
Клиника, диагностика и лечение пограничных состояний
Код Наименования тем, элементов и подэлементов
5.1 Обеспечение периферического и центрального венозного доступа. Постановка
пупочного катетера. Техника выполнения манипуляции. Осложнения.
5.2 Клиника, диагностика и лечение острой дыхательной недостаточности Интубация
трахеи. Методика. Сложности.
5.3 Клиника, диагностика и лечение острой сердечно-сосудистой недостаточности.
Непрямой массаж сердца. Методика проведения. Оценка эффективности.
5.4 Оценка основных лабораторных и специальных методов исследования при
неотложных состояниях у новорожденных
5.5 Синдром утечки воздуха. Клиника и диагностика. Пункция и дренирование
плевральной полости, пункция и дренирование полости перикарда.
5.6 Синдром аспирации меконием, особенности оказания помощи, тактика ведения,
лечение.
РАЗДЕЛ 6
Правовые аспекты работы врача неонатолога
Код Наименования тем, элементов и подэлементов
6.1 Регламентирующие документы оказание реанимационной помощи
новорожденным.
6.2 Оснащение реанимационного места в родильном зале.
6.3 Лекарственные препараты для оказания первичной реанимации новорожденным в
родильном зале.
6.4 Показания к переводу новорожденных из род. зала в ПИТ
Показания к переводу новорожденных в отделения реанимации и интенсивной
терапии 3-го уровня.
6.5 Лекарственные   препараты   для   поддержки   и   стабилизации   центральной
гемодинамики. Методика расчета. Подбор дозы. Особенности применения.

 

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Цель: систематизация и углубление профессиональных знаний, умений, навыков,

освоение новых знаний, методик, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по вопросам: первичной реанимации новорожденных и недоношенных в родильном зале.

Категория обучающихся: врачи-неонатологи

Трудоемкость обучения: 36академических часа

Форма обучения: заочная

Режим занятий: 6 академических часов в день

 

Наименование разделов, дисциплин Всего часов В том числе Форма контроля
и тем Лекции ОСК ПЗ СРС Ит Ат
Принципы организации и Текущий контроль
1 оснащение отделения 6 2 4 (тесты)
реанимации и интенсивной
терапии новорожденных детей
1.1 Основные требования, 1
предъявляемые к диагностической
и лечебной аппаратуре,
предназначенной для выхаживания
и интенсивной терапии
новорожденных детей.
1.2 Организация ухода и 1
вскармливания новорожденных,
находящихся в критическом
состоянии.
1.3 Неонатальная холодовая травма.
Клиническая картина. 1
Температурная защита
новорожденного. Тактика.
1.4 Парентеральное питание. Методика 2 1
расчета. Показания. Осложнения.
2 Первичная реанимация в 6 2 4 Текущий контроль
родильном зале (тесты)
2.1 Понятие асфиксии.    Этиология. 1
Ведущие механизмы, приводящие к
асфиксии. Классификация   и
диагностика асфиксии.
2.2 Последовательность оказания 2
первичной и реанимационной
помощи новорожденным в
родильном зале. АВС –
реанимация. Цикл «оценка-
решение-действие».
2.3 Понятие синдрома 2
кардиореспираторной депрессии.
Первичная помощь
новорожденным с
кардиореспираторной депрессией.
2.4 Правила транспортировки 1
новорожденного из родильного
зала в отделение.
3 Респираторная терапия у детей в 6 6 Текущий контроль
критическом состоянии (тесты)
3.1 Восстановление и поддержание 1
свободной проходимости
дыхательных путей, методы
кислородотерапии, метод
спонтанного дыхания с постоянным
положительным давлением .
3.2 Искусственная вентиляция легких 1
(ИВЛ), ВЧОВЛ. Подбор
параметров ИВЛ, ВИВЛ, СРАР
3.3 Особенности респираторной 1
терапии у новорожденных с ЭНМТ
3.4 Заместительная терапия 1
экзогенными сурфактантами.
Показания, методика , осложнения.
3.5 Протокол ведения новорожденных 2

 

Наименование разделов, дисциплин Всего часов В том числе Форма контроля
и тем Лекции ОСК ПЗ СРС Ит Ат
с различными нарушениями
функции дыхания: синдром
аспирации мекония, РДС, ВУП.
4 Поддержание гомеостаза 6 2 4 Текущий контроль
(тесты)
4.1 Кислотно – основное равновесие. 1
Способы оценки. Возможности
коррекции медикаментозными и не
медикаментозными методами .
4.2 Изменения водно-электролитного 1
баланса. Коррекция инфузионной
терапии и парентерального питания
при различных патологиях .
4.3 Критерии назначения и отмены АБ 4
терапии. Принципы назначения  АБ
терапии. Принцип выбора
стартовой АБТ сепсиса.
5 Клиника, диагностика и лечение пограничных состояний 6 6 Текущий контроль
(оценка практических
навыков)
5.1 Обеспечение периферического и
центрального венозного доступа. 1
Постановка пупочного катетера.
Техника выполнения манипуляции.
Осложнения.
5.2 Клиника, диагностика и лечение
острой дыхательной 1
недостаточности Интубация
трахеи. Методика. Сложности.
5.3 Клиника, диагностика и лечение 1
острой сердечно-сосудистой
недостаточности. Непрямой массаж
сердца. Методика проведения.
Оценка эффективности.
5.4 Оценка основных лабораторных и 1
специальных методов исследования
при неотложных состояниях у
новорожденных
5.5 Синдром утечки воздуха. Клиника
и диагностика. Пункция и 1
дренирование плевральной
полости, пункция и дренирование
полости перикарда.
5.6 Синдром аспирации меконием, 1
особенности оказания помощи,
тактика ведения, лечение.
6 Правовые аспекты работы врача 6 4 2 Текущий контроль
неонатолога (тесты)
6.1 Регламентирующие документы 0,5
оказание реанимационной помощи
новорожденным.
6.2 Оснащение реанимационного места 0,5
в родильном зале.
6.3 Лекарственныепрепаратыдля 1
оказания первичной   реанимации
новорожденным в родильном зале.
6.4 Показания к переводу 1
Наименование разделов, дисциплин Всего часов В том числе Форма контроля
и тем Лекции ОСК ПЗ СРС Ит Ат
новорожденных из род. зала в ПИТ
Показания к переводу
новорожденных в отделения
реанимации и интенсивной терапии
3-го уровня.
6.5 Лекарственные препараты для 1
поддержки и стабилизации
центральной гемодинамики.
Методика расчета.  Подбор дозы.
Особенности применения.
Итоговая аттестация 2 зачет
Всего 36 12 22 2

 

VII.      УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Список литературы:

  1. Акушерство: национальное  руководство  /под.  Ред.  Э.К.  Айламазяна,  В.И.

Кулакова, В.Е. Радзинского, Г.М. Савельевой.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 1200с.

  1. Интенсивная терапия и принципы выхаживания детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела при рождении. Методическое письмо МЗ РФ №15-0/10/2-11336; 2011г.
  2. Неонатология: национальное руководиство/под.ред. Н.Н. Володина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007 -848с.
  3. Неонатология. Под ред. Т.Л.Гомеллы, М.Д.Каннигам, пер. с англ., М., Медицина, 1995, 640 с.
  4. Неонатология. Руководство для врачей. Под ред. В.В. Гаврюшова, К.А.Сотниковой. Л., Медицина, 1985, 336 с.
  5. Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям. Методические рекомендации №15-4/10/2-3204; 2010г.
  6. Приказ МЗ РФ от 27.12.2011г. №1687н «О медицинских критериях рождения, форме документации о рождении и порядке его выдачи»
  7. Приказ МЗ РФ от 2 октября 2009 г. N 808н «Об утверждении порядка оказания акушерско-гинекологической помощи
  8. Приказ МЗ РФ от 1 июня 2010 года N 409н «Об утверждении Порядка оказания неонатологической медицинской помощи».
  9. Принципы ведения новорожденных с респираторным дистресс синдромом. Методические рекомендации под редакцией Володина Н.Н., 2-е издание. Москва; РАСПМ; 2009.
  10. Покровский В. И., Лопухин Ю. М. Биомедицинская этика. М.: Медицина, 1999. – вып.2 – 248 с.
  11. Руководство по организации и деятельности перинатального центра. Под редакцией Н.Н. Володина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007, 472с.
  12. Царегородцев А.Д.(ред). Консультирование родителей: ребенок первого года жизни. М. 2006 год.
  13. Шабалов Н.П. Неонатология. — Том 1. Том.2. — М. Медпресс-информ, 2006г.

Программное обеспечение:

  1. Операционныесистемы: Windows 7, Windows 8, Windows Server 2012
  2. Офисныепакеты MS Office 2003, MS Office 2007, MS Office 2010
  3. Текстовый редактор Word
  4. Антивирусное ПО: антивирус Dr. Web

 

Базы данных, информационно справочные системы:

  1. Российское образование http//www.edu.ru (сайт представляет собой систему интернет-порталов сферы образования, включая федеральные образовательные порталы по уровням образования и предметным областям, специализированные порталы. Законодательство. Глоссарий).
  2. Медицина http//www.medicina.ru (сайт представляет собой систему интернет-порталов сферы медицины, включая федеральные порталы по разделам медицины, специализированные порталы. Законодательство. Глоссарий).
  3. Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://www.sovetnmo.ru

VIII.    ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения модулей, и проводится в форме тестового контроля.

Итоговая аттестация обучающихся по результатам освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей «Первичная реанимацияноворожденных и недоношенных в родильном зале» по специальности «Неонатология»проводится в форме зачета и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-неонатолога в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.

ТЕСТЫ

  1. Причинами апное у доношенного новорожденного после 3 дня жизни могут являться:

а. Менингит

д. Желудочно-пищеводный рефлюкс е. Полицитемия.

  1. Для лечения апное у недоношенных можно использовать:

д. Изопротеренол

е. ППД 2 – 4 см.вд.ст. через носовые каньюли ж. Аппаратную ИВЛ.

  1. Причиной появления в стуле «мелены» может являться:

а. ЯНЭК

б. Травма прямой кишки

д. Геморрагическая болезнь новорожденного е. ДВС — синдром ж. Трещина сосков у матери

з. Меккелев дивертикул.

Используя буквы «В» и «Н» укажите, верно или нет данное утверждение.

  1. Самым частым симптомом ЯНЭК является вздутый живот.

Дополните следующие высказывания

  1. О декомпенсированном метаболическом ацидозе свидетельствует рН<________ при нормальных значениях рСО2 и ВЕ.
  2. Гипероксически- гипервентиляционный тест показан при поведении диф. Диагноза между __________ и ___________.

Один правильный ответ

  1. Цианоз у новорожденного ребенка может наблюдаться:

д. При гипотермии

е. При всех состояниях.

Используя буквы «В» и «Н» укажите, верно или нет данное утверждение.

  1. В первые часы после острого кровотечения значения гематокрита могут не отражать степень кровопотери.

 

  1. Гипергликемия у новорожденного ребенка может быть связана со снижением толерантности к глюкозе в результате сепсиса.

 

  1. Гипоксия не может вызвать развитие гипергликемии у новорожденного ребенка.