Меню

Медицинская статистика. Информатизация в здравоохранении

Общество с ограниченной ответственностью

«Институт инновационных технологий»

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор – директор

 учебного центра повышения

квалификации, чл.-корр. РАЕН,

эксперт Российского научного фонда, к.м.н

____________Ю.Б. Иванов

« _01__ » __10_________ 2018_

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Медицинская статистика. Информатизация в здравоохранении» СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

(ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ)

Трудоемкость: 36 часов /36 зачетных единиц

Специальность основная: Управление сестринской деятельностью

Смежные специальности: нет

Форма обучения: дистанционная

I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

I.I Нормативные правовые основания

Нормативную правовую основу разработки Дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Медицинская статистика. Информатизация в здравоохранении» (далее – Программы) составляют:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;

приказ Минздрава от 08.10.2015 г. №707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

 

I.2 Требования к слушателям

К лицам, поступающим на обучение по Программе, предъявляются квалификационные требования:

Высшее образование – специалитет по одной из специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело», «Сестринское дело».

Профессиональная переподготовка по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», кроме прошедших интернатуру (ординатуру) по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Управление сестринской деятельностью» или аспирантуру по специальности «Общественное здоровье  и здравоохранение», или повышения квалификации по специальности « Общественное здоровье и здравоохранение».

Повышение квалификации ( не менее 144 часов) не реже одного раза в пять лет в течение трудовой деятельности.

Категории обучающихся – главный врач(начальник)медицинской организации; заместитель руководителя (начальника) Медицинской организации; заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, отдела, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации, заместитель руководителя (начальник)медицинской организации; главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер); директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач-методист; врач-статистик; врач-методист.

 

I.3 Формы освоения Программы – заочная

 

I.4 Цель и планируемые результаты обучения

 

Цель – получение специалистами современных знаний, практических навыков и умений для осуществления управленческой деятельности в организациях здравоохранения.

В результате обучения по программе слушатели овладеют современными методами получения, анализа и интерпретации статической информации, применения информационных технологий, вычислительной техники для совершенствования управления в современных условиях и смогут применить их в практической деятельности, освоить методологию, планирование и организацию проведения статического наблюдения ( формы, виды, способы и этапы статистического наблюдения); освоить методы выбора адекватных статистических методов, исчислять и анализировать различные статистические показатели с использованием компьютерных статистических программ; проводить критический анализ и аргументированную интерпретацию результатов собственного и аналогичных статистических наблюдений.

Программа направлена на совершенствование следующих профессиональных компетенций (далее – ПК):

 

Имеющийся ПК Соответствующая ТФ профессионально стандарта Практический опыт Умение Знания
1 2 3 4 5
ПК-1 готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях, использованию информационных технологий   1.Проведение и внедрении результатов научно-практических исследований по проблемам общественного здоровья, организации, управлению и экономике здравоохранения

2.Организация учета и сбора информации о состоянии здоровья населения и его отдельных групп

1.Планировать и прогнозировать деятельность, формы и методы  работы МО.

2.Обеспечить организацию лечебно-профилактической, административно- хозяйственной и финансовой деятельностью МО.

3.Организовать работу МО по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению.

4. Осуществлять руководство деятельности  МО.

1.Теоретические основы организации здравоохранения, общественного здоровья и социальной гигиены.

2.Организационные формы деятельности  МО.

3. Организацию охраны здоровья населения.

ПК-2 готовность к оценке качества оказания медицинской  помощи с использованием основных медико-статистических показателей   1.Организация учета и сбора информации о состояние здоровья населения и его отдельных групп

2.Определение категорий медицинских организаций

3.Организация учета и сбора информации о состоянии здоровья населения и его отдельных групп

1.Осуществлять руководство деятельностью медицинской организации

2. Обеспечить организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности медицинской организации

3.Совершенствовать организационно-управленческую структуру медицинской организации

1.Управление качеством медицинской помощи и деятельности медицинской организации

2.Организационные формы деятельности медицинских организаций

 

I.5 Трудоемкость Программы – 36 академических часов

 

II.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п Наименование модуля

 

Трудоемкость
Всего (ак.час) Аудиторные занятия, в том числе Самостоятельная работа (ак.час) В том числе, с использованием ДОТ Коды формируемых ПК
Теоретические занятия Практические занятия
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Медико- биологическая статистика 16     16 16 ПК-1

ПК-2

2 Информационные процессы и технологии в здравоохранении 18     18 18 ПК-1

ПК-2

  Итоговая аттестация 2     2 2  
  Всего ак.часов 36     36 36  
 

III. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Учебные занятия проводятся в течение 9 дней по 4 академических часа в день

 

Наименование учебной темы Обьем учебной нагрузки (ак.час) Учебные недели
1 2 3 4
Медико-биологическая статистика 16 4 4       4 4                  
Информационные процессы и технологии в здравоохранение 18     4 4       4 4   2          
Итоговая аттестация 2     2  

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наименование модуля Формы организации учебной деятельности и содержания учебного материала Уровень освоения Объем учебной нагрузки (ак.час)
1 2 3 4
Модуль «Медико-биологическая статистика» Принципы сбора и хранения информации.

Основные принципы создания базу данных

1 4
Основные понятия биостатистики.

Разведочные, дискриптивный анализ.

1 4
Статистические гипотезы и их проверка, методы сравнения 2-х выборок.

Дисперсионный анализ (однофакторный

2 4
и многофакторный), методы

множественных сравнений. Непараметрические методы анализа. Корреляция и регрессия. Анализ выживаемости Каплана-Мейера.

 

3 4
Модуль «Информационные процессы и технологии в здравоохранении» Медицинские информационные системы.

Классификация медицинских информационных систем.

1 2
Медицинские информационные системы базового уровня. Медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений. Медицинские информационные системы территориального уровня. Медицинские информационные системы Федерального уровня. 2 4
Порядок организации внедрения информационной системы в медицинской организации, требования к подготовке персонала. 1 4
Интеграция информационных систем на основе открытых стандартов. Регламент достижения интероперабельности систем ведения ЭМК в различных медицинских организациях. Анализ лабораторных информационных систем (ЛИС),применяемых в МО. 3 4
Методика расчета стоимости владения ЛИС в крупных медицинских центрах. Региональные решения для лабораторных информационных систем( РЛИС). Разработка регламента эксплуатации РЛИС и отработка алгоритма их взаимодействий  с информационными системами медицинских организаций. 3 4
  Итоговая аттестация 2
  Всего 36

 

Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изучаемых объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решения проблемных задач).

  1. V. КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Освоение Программы завершается итоговой аттестацией обучающихся, которая выявляет теоретическую и практическую подготовленность обучающегося в соответствии с целями и содержанием Программы. Обучающийся допускается к итоговой аттестации освоения учебного  материала в объеме, предусмотренным Программой.

Лицам, успешно освоившим Программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

V.1 Формы аттестации

Итоговая аттестация по результатам освоения Программы организуется в форме зачета, который состоит в выполнении тестового контроля.

V.2 Оценочные средства

Итоговая аттестационная работа представляет собой тестовые вопросы и позволяет оценить методическую и организационную готовность к осуществлению практической деятельности в сфере управления ресурсами медицинской организацией. Выполнение итоговой аттестационной работы предполагает комплексное совершенствование и развитие профессиональных компетенций организаторов здравоохранения – углубление и систематизацию знаний, полученных в процессе обучения, развитие умений применять полученные знания для решения конкретных практических задач а управлении ресурсами медицинской организации.

 

V.I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДОГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

VI.1. Требования к квалификации педагогических кадров, представителей предприятий и организаций, обеспечивающих реализацию образовательного процесса

Реализация Программы обеспечивает руководящим и научно-педагогическим работникам кафедры, реализующей Программу, а так же лицам, привлекаемым к реализации Программы на условиях гражданско-правового договора.

Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень или ученое звание, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, составляет 40 процентов.

VI.2 Требования к материально-техническим условиям

Система управления обучением установлена на сервере дистанционного образования АНО ДПО «ПЕРМ ИПК РЗ». Для работы в системе необходимо Internet-соединение. Рекомендуемая скорость подключения  — не менее 1 Мбит/сек. Операционная система: Windows,  MAC OS, Linux.

Браузеры:

В настройках браузера необходимо разрешить выполнение сценариев  JavaScript. Так же необходимо включить поддержку cookie.

Для просмотра документов необходимо: AdobeReader, программы MSOffice( Word, Excel, PowerPoint и др.) или OpenOffice.

Программное обеспечение QuickTime и Flashplayer, необходимо для мультимедийных функций.

Для регистрации в системе слушателю необходимо предоставить адрес электронной почты.

VI.3  Требования к информационным и учебно-методическим условиям

Реализация Программы требует обеспечения обучающихся учебно-методическими и информационными материалами:

Основные источники

  1. Герасимов А.Н. Медицинская статистика: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агенство, 2007. – 475 с.
  2. Сабанов Д.И. Статистика учреждений здравоохранения: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 156с.

Дополнительные источники

  1. Методы статистической обработки медицинских данных: Методические рекомендации для ординаторов и аспирантов медицинских учебных заведений , научных работников / сост.: А.Г. Кочетов, О.В. Лянг., В.П. Масенко, И.В. Жиров, С.Н. Наконечников, С.Н. Терещенко – М.:РКНПК, 2012. – 42

 

Интернет ресурсы

 

VI.4 Общие требования к организации образовательного процесса

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается доступом к системе управления обучением LMSMoodle.

LMA Moodle  обеспечивает:

 

VII. Оценочные средства

Примеры тестовых заданий

 

Под медицинской статистикой понимают

а) отрасль статистики, изучающей здоровье населения

б) совокупность статистических методов, необходимых для анализа деятельности ЛПУ

в) отрасль статистики, изучающей вопросы, связанные с медициной, гигиеной, санитарией и здравоохранением

г) отрасль статистики, изучающей вопросы, связанные с медицинской и социальной гигиеной

д) отрасль статистики, изучающая вопросы, связанные с социальной гигиеной, планированием и прогнозирование деятельности ЛПУ

 

Предметом изучения медицинской статистики являются

а) информация о здоровье населения

б) информация о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека

в) информация о кадрах, сети и деятельности учреждений и служб здравоохранения

г) информация о результатах клинических и экспериментальных исследованиях в медицине

д) все вышеперечисленное

 

Здоровье населения рассматривается (изучается) как

а) многофакторная проблема, включающая в себя цели и задачи по изучению здоровья населения и влияющих факторов окружающей среды

б) величина, определяющая здоровье общества как целостно функционирующего организма

в) все вышеперечисленное

 

Статистическими измерителями общественного здоровья населения являются

а) демографические показатели

б) заболеваемость

в) инвалидность

г) физическое развитие

д) временная нетрудоспособность

 

Экологическая концепция здоровья включает в себя

а) оценку вклада в здоровье внешней среды

б) влияние природно-климатических условий на здоровье

в) систему скрининга

г) оценку качества медицинской помощи

д) изучение распространенности патологии

 

Информация статистики здоровья включает в себя

а) обеспеченность населения медицинскими кадрами

б) анализ деятельности ЛПУ

в) показатель общей смертности

г) обеспеченность населения койками

 

Раздел медицинской статистики, называемый «статистика здравоохранения», включает в себя

а) нагрузку врача-терапевта на приеме в поликлинике                                

б) показатели младенческой и общей смертности

в) показатели общей заболеваемости

г) показатели инвалидности

 

Медицинская демография изучает все перечисленное, кроме

а) «статику» населения (численность, расселение, плотность и т. д.)

б) движение населения (механическое и естественное)

в) заболеваемость с временной утратой трудоспособности

 

Основными показателями естественного движения населения являются

1) рождаемость

2) смертность

3) инвалидность

4) заболеваемость

а) верно все перечисленное

б) верно 1),2)

в) верно 3) и 4)

 

Обобщающим показателем естественного движения населения является

а) рождаемость

б) смертность

в) естественный прирост

 

 Для применения t-критерия Стьюдента для решения вопроса о значимости различия между двумя эмпирическими совокупностями необходимыми условиями являются

а)   число наблюдений не менее 30

б)  число наблюдений не менее 50

в)   нормальное распределение вариант

г)   качественный характер признака

д)   количественный характер признака

Верно          авдавгавбввгвд

Ответ             I             II           III          IV      V        VI

 

Для применения х2 критерия для решения вопроса о значимости различия между двумя эмпирическими совокупностями необходимыми условиями являются

а)   число наблюдений в совокупности не менее 10

и в отдельном классе вариационного рада не менее 2

б)  число наблюдений в совокупности не менее 50

и в отдельном классе вариационного рада не менее 5

в)   число наблюдений в совокупности не менее 100

и в отдельном классе вариационного рада не менее 15

г)   нормальное распределение вариант

д)   качественный характер признака

е)   количественный характер признака

Верно      Ответ      Верно      Ответ

агд I       в г IX
are       II а X
бгд III        б XI
бге IV        в XII
вгд V г XIII
вге VI        д XIV
аг VII        е XV
бг VIII

 

   

Непараметрические критерии различия могут быть использованы при сравнении совокупностей

1)   по количественным признакам

2)   по качественным признакам

а)   верно 1)

б)   верно 2)

в)   верно 1), 2)

 

Жесткий диск персонального компьютера может быть заражен компьютерным вирусом при

а)   просмотре содержимого зараженного компьютерным вирусом гибкого диска

б)   загрузке персонального компьютера с зараженного компьютерным вирусом гибкого диска

в)   запуске программы с зараженного компьютерным вирусом

гибкого диска            
Верно а б в аб бв а в аб в
Ответ I II III IV

V

VI VII

 

Хранящаяся на гибком диске информация может быть повреждена при

а)   воздействии прямого солнечного света

б)   воздействии магнитного поля

в)   механическом воздействии на поверхность диска

Верно        а         б         в         аббвавабв

Ответ         I         II       III        IV           V           VI              VII

 

Хранящаяся на лазерном диске (CD-ROM) информация может быть повреждена при

а)   воздействии воды

б)   воздействии магнитного поля

в)   механическом воздействии на поверхность диска

Верно         а        б         в         аббвав

Ответ          I       II        III        IV            V          VI

 

Какой элемент системы характеризуют показатели здоровья?

а)   вход

б)   процесс

в)   выход

 

Какой вид информации поступает в систему по каналу прямой связи?

а)   функциональные показатели (управляющая информация)

б)   показатели целевой функции системы (показатели состояния системы)

 

Какая информация будет характеризовать функциональные показатели?

1)   показатели здоровья населения

2)   показатели статистики здравоохранения

3)   новые методы диагностики и лечения

4)   новые плановые задания

5)   изменение графиков работы системы

а) верно все перечисленное

6)   верно 1) и 2)

в) верно 3), 4) и 5)

 

 Что не может быть избыточным?

а)   данные

б)   информация

в)   показатели

 

Какой подход при компьютеризации ЛПУ консервирует (закрепляет) действующую систему?

а)   функциональный

б)   структурный

 

 Вы собираетесь оптимизировать работу с контингентами льготников на приобретение лекарств. Какая мера не относится к первостепенной?

а)   создание базы данных на пациентов поликлиники

б)  упорядочение перечня лекарственных средств, отпускаемых в рамках государственных гарантий

в)   создание базы данных на льготников

 

Вы планируете перспективу развития стационара. Ориентируясь на приоритеты структурной перестройки отрасли здравоохранения, Вы будете

а)   расширять коечный фонд стационара

б)   поддерживать стационарозамещающие технологии

в)   будете рассматривать вариант объединения с поликлиникой для создания жизнеспособного ЛПУ

 

На каком этапе работы ЛПУ внедрение ЭВМ не сказывается на структуре организации и методах ее деятельности, но дает ощутимый быстро проявляющийся эффект?

а)   клинические отделения

б)   лабораторно-диагностические службы

в)   отдел кадров и бухгалтерия

  1. Какова последовательность процессов?

а)   от управленческих к информационным

б)  от информационных к управленческим

в)   последовательности нет, процессы идут параллельно.

 

 Какие информационные связи характерны для управленческого процесса?

а)   сильные

б)   иерархические

в)    административно-распорядительные

г)   ассоциативные

д)  активные

 

 Какие информационные связи присущи производственному процессу врача?

а)   сильные

б)   иерархические

в)   административно-распорядительные

г)   ассоциативные

д)   активные

 

Осуществляя сбор сведений для характеристики работы в отделениях поликлиники, врач-статистик получает

а)   информацию

б)  данные

в)   показатели

 

Осуществляя сбор сведений для характеристики работы в отделениях поликлиники, врач-статистик передает все, кроме

а)   информации

б)  данных

в)   показателей

 

Какое определение согласно законодательным актам соответствует процессам создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска распространения и потребления информации?

а)   производственные процессы

б)   информационные процессы

в)   технологические процессы

г)   управленческие процессы

 

Для того, чтобы информация упорядочений обрабатывалась, она

а)   стандартизуется

б)   формализуется

в)   оценивается

 

Разработка «подушевого» норматива в медицинском страховании является актом

а)   стандартизации

б)   формализации

в)   оценивания

 

Какой процесс проходит программное средство для установления его соответствия определенным требованиям?

а)   лицензирование

б)   сертификацию

в)   аккредитацию