Меню

Мягкотканные техники мануальной терапии

Содержание

  1. Общая характеристика ДПП
  2. Учебный план ДПП
  3. Организационно-педагогические условия реализации ДПП
  4. Литература

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДПП
    • Нормативные правовые основания разработки программы

Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

Российской Федерации»

 

Актуальность  обусловлена часто встречающейся патологией опорно-двигательной системы, приносящей значительные страдания пациенту и снижающей качество его жизни; необходимостью совершенствования имеющихся и получения новых компетенций врачебной деятельности, адаптированной к новым экономическим и социальным условиям с учетом международных требований и стандартов.

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Мягкотканные техники мануальной терапии» (далее Программа) заключается получение систематизированных теоретических знаний, умений и необходимых профессиональных навыков для своевременного выявления, диагностики, лечения и реабилитации пациентов с патологией опорно-двигательной системы методами мягкотканной мануальной терапии в практической деятельности врача физической реабилитационной медицины; повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

 

Трудоемкость освоения – 36 академических часов.

 

В содержании Программы рассматриваются вопросы проведения вертеброневрологического обследования, включающее мануальное тестирование при заболеваниях опорно-двигательной системы; проведения лечения и реабилитации пациентов с заболеваниями опорно-двигательной  системы с использованием мягких техник мануальной терапии.

 

Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модуля являются разделы (например, 1.). Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы (например, 1.1), каждая тема – на элементы (например, 1.1.1.).

 

Документ, выдаваемый по окончании обучения: удостоверение установленного государством образца.

 

 

В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональным стандартом и квалификационной характеристикой врача-мануального терапевта. Результаты обучения направлены на совершенствование имеющихся и формирование новых компетенций в рамках ранее полученной профессиональной подготовки.

Характеристика профессиональных компетенций врача-специалиста, подлежащих

совершенствованию:

У обучающегося совершенствуются следующие универсальные компетенции:

У обучающихся совершенствуются профессиональные компетенции:

диагностическая деятельность:

лечебная деятельность:

реабилитационная деятельность:

организационно-управленческая деятельность:

Характеристика новых профессиональных компетенций врача-специалиста, формирующихся в результате освоения данной программы обучения

Обучающийся, успешно освоивший программу, будет обладать новыми профессиональными компетенциями, включающими в себя:

 

Трудовая функция (профессиональная компетенция) Трудовые действия Необходимые

умения

Необходимые знания
ДПК – 1.

Проводить вертеброневрологическое обследование, включающее мануальное тестирование при заболеваниях опорно-двигательной системы

 

 

Отличать норму от патологии на основании проведенного вертеброневрологического обследования, включающее мануальное тестирование при заболеваниях опорно-двигательной системы

 

1.     Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом по вопросам современных концепций мануальной терапии и примененять его с целью ранней диагностики функциональных нарушений локомоторной системы

2.     Проводить клинический и вертеброневрологический осмотр больных, включающий мануальное тестирование.

3.     Получать информацию об общем состоянии пациента и заболевании, применяя объективные клинические, инструментальные и мануальные тесты, выявлять общие и специфические признаки заболевания в соответствии с общепринятыми современными медицинскими критериями.

4.     Интерпретировать результаты вертеброневрологического осмотра, включающего мануальное тестирование.

5.     Ставить диагноз, согласно МКБ-10.

6.     Оценивать тяжесть состояния больного, оказывать первую медицинскую помощь, используя техники мягкотканной мануальной терапии при заболеваниях опорно-двигательной системы.

1.     Медико-функциональный понятийный аппарат по вопросам современных концепций мануальной терапии.

2.     Порядок оказания медицинской помощи и стандарты службы мануальной терапии при оказании помощи пациентам с заболеваниями опорно-двигательной системы.

3.     Современную классификацию, этиологию, патогенез, клиническую картину заболеваний опорно-двигательной системы.

4.     Структурно-функциональные основы висцеро-соматических и сомато-висцеральных рефлексов, лежащих в основе рефлекторных болей в спине.

5.     Методики мягкотканой мануальной терапии: мягкотканная мобилизация, миофасциальный релиз, постизометрическая релаксации, ингибиция триггерных точек.

6.                  Специальные методы диагностики, применяемые в мануальной терапии и основанные на измерении лордоза, кифоза, флексии, экстензии и латерофлексии, знать физиологические нормы, владеть специфическими тестами мануальной терапии (тест Патрика, Стоддарта, Киблера и пр.).

ДПК – 2.

Проводить лечение и реабилитацию пациентов с заболеваниями опорно-двигательной системы с использованием        мягких техник мануальной терапии.

Назначать и проводить необходимое воздействие на пациента с заболеваниями опорно-двигательной системы с использованием мягких техник мануальной терапии. 1.        Проводить индивидуализированную методику мягкотканой мануальной терапии при различных заболеваниях опорно-двигательной системы.

2.        Вести пациента (выбор момента, метода и способа воздействия на биомеханические нарушения).

3.        Проводить мягкотканную мобилизацию, миофасциальный релиз, постизометрическую релаксацию, ингибицию триггерных точек.

4.        Проводить классическими и современными способами мягкотканную мануальную терапию (мягкотканая мобилизация, миофасциальный релиз, постизометрическая релаксации, ингибиция триггерных точек и др).

5.        Проводить лечебные блокады разными способами и вводить лекарственные препараты в триггерные точки.

6.        Оказывать экстренную первую (догоспитальную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.

7.    Проводить профилактику возможных осложнений у пациентов с заболеваниями опорно-двигательной системы

1.    Основные показания и противопоказания к использованию мануальной терапии.

2.    Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи больным с заболеваниями опорно-двигательной системы.

3.    Структурно-функциональные основы висцеро-соматических и сомато-висцеральных рефлексов, лежащих в основе реализации лечебных эффектов мануальной терапии.

4.    Терапевтическое значение основных вертебронерологических параметров (лордоз, кифоз, флексия, экстензия латерофлексия, функциональный блок).

5.    Классические современные   методы мануальной терапии.

6.    Основные способы воздействия мягкотканой мануальной терапией на биомеханические нарушения опорно-двигательной системы

 

 

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Код Наименование тем и элементов Количество часов
всего обучение с применением ДОТ СРС
1.                  Учебный модуль «Мягкотканные техники мануальной терапии» 34 25 9
1.1

 

Причины возникновения функциональных нарушений опорно-двигательной системы с позиций классической терапии 4 3 1
1.2                Вертеброневрологическа диагностика, включающая мануальное тестирование заболеваний опорно-двигательной системы. 10 7 3
1.3                Лечение и реабилитация пациентов с заболеваниями опорно-двигательной системы 20 15 5
1.3.1 Составление индивидуального плана лечебной тактики ведения больного с заболеваниями опорно-двигательной системы 4 3 1
1.3.2 Тактика лечения больного. Выбор оптимальных методов и способов воздействия. 14 10 4
1.3.3 Алгоритм оказания неотложной помощи при шоке, коллапсе, осложнениях мануальной терапии 2 2
2.      Итоговая аттестация 2   2
  ИТОГО 36 25 11

 

Обучение проводится на базе обучающей платформы (системы дистанционного обучения). В учреждении сформирована электронная информационно-образовательная среда, в которой размещены папки по учебному модулю: учебная программа, формируемые компетенции, обучающие материалы и вопросы для самоконтроля по каждому разделу, тестовые задания, интернет-ссылки, нормативные документы.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ)  строится на основе вебинаров, видеолекций, мультимедийных презентаций, включающих интерактивную часть с решением слушателями клинико-морфологических задач, проверкой и обсуждением решения.

Самостоятельная работа слушателей (СРС) обеспечена набором слайдов, а также электронными формами наглядных пособий. К каждому занятию имеются методические разработки в виде конспектов и подробных планов.

Каждый обучающийся получает свой оригинальный пароль, который дает доступ к учебным материалам портала и позволяет идентифицировать личность при подтверждении результатов обучения.

С целью проведения оценки знаний используются тестовые задания, содержащие вопросы с несколькими вариантами ответов.

 

Примеры тестовых заданий.

  1. Укажите место прикрепления подостной мышцы:

А. Большой бугорок плечевой кости

В. Гребень большого бугорка плечевой кости

С. Малый бугорок плечевой кости

D.Гребень малого бугорка плечевой кости

E.Ость лопатки

Ответ: А

  1. Укажите, какие мышцы оттягивают капсулу плечевого сустава: 1) надостная мышца, 2) малая круглая мышца, 3) подостная мышца, 4) большая круглая мышца.

А. верно 1,2,3;

В. верно 1,3;

С. верно 2,4;

  1. верно 4;

Е.все верно.

Ответ: А

  1. Укажите, какие мышцы вращают плечо кнаружи: 1).малая круглая мышца, 2) большая круглая мышца, 3) подостная мышца, 4) надостная мышца.

А. верно 1,2,3;

В. верно 1,3;

С. верно 2,4;

  1. верно 4;

Е. все верно.

Ответ: В

  1. Укажите место прикрепления малой круглой мышцы:

А. Большой бугорок плечевой кости

В. Гребень большого бугорка плечевой кости

С. Малый бугорок плечевой кости

  1. Гребень малого бугорка плечевой кости
  2. Анатомическая шейка плечевой кости

Ответ: А

  1. Укажите место прикрепления большой круглой мышцы:

А. Большой бугорок плечевой кости

В. Гребень большого бугорка плечевой кости

С. Малый бугорок плечевой кости

  1. Гребень малого бугорка плечевой кости
  2. Анатомическая шейка плечевой кости

Ответ: D

  1. Укажите, какая головка трехглавой мышцы плеча участвует в разгибании и приведении плеча к туловищу:

А. Латеральная

В. Длинная

С. Короткая

  1. Ничего из вышеперечисленного

Ответ: В

Примеры заданий для текущего контроля

Ситуационная задача № 1 Больной Е. 43 года. Жалобы на боль в обачти прав ягодицы, онемение задней поверхности бедра. Положительный симптом Лассега, резко выражен симптом Боннэ-Бобровниковой. Нарушений в рефлекторной сфере нет. По данным МРТ прострузия мужду L5-S1 5 мм.

Задание: Выберите правильный диагноз и лечебную тактику.

Эталон ответов к ситуационной задаче № 1

  1. Абсцесс правой ягодицы. Лечение у хирурга
  2. Синдром грушевидной мышцы на фоне протрузии L5-S1. ПИР
  3. Пояснично-крестцовый радикулит. Лечение: манипуляции

 

Ситуационная задача № 2 Больная О. 20 лет. Обратилась к врачу с жалобами на головную боль, отдающую в теменную область, с иррадиацией в затылочную область при сильном утомлении, головокружения при перемене положения тела. На R- грамме в прямой проекции отклонение зубовидного отростка С2 позвонка влево на 20*.

При осмотре выявлено: Горизонтальный нистагм, напряжение подзатылочных мышц. Уплощение шейного лордоза, болезненности при наклоне головы вправо. Неустойчивость в позе Ромберга. При пальпаторном исследовании трансляция С2 позвонка вправо, Блок С0-С1 в закиве.

Задание: Выберете правильный диагноз и назначьте тактику лечения.

Эталон ответов к ситуационной задаче № 2

  1. Компрессия С0-С1 Синдром позвоночной артерии. ПИР , МЭТ.
  2. Рассеяный склероз гормонотерапия
  3. Острое нарушение мозгового кровообращения, медикаментозная терапия. Стационарное лечение.

 

  1. ЛИТЕРАТУРА
  2. Мерзенюк О.С. Практическое руководство по мануальной терапии. Практическое пособие. М.: Медпресс-информ, 2013. – 512 с.
  3. Джереми К. Атлас скелетно-мышечной анатомии/ Крис Джереми; пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 382 с.
  4. Джеффри Гросс. Физикальное исследование костно-мышечной системы. Иллюстрированное руководство/ Пер. с англ. – М.: Издательство Панфилова; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 472 с.
  5. Епифанов,В.А. Восстановительная медицина: учебник / В. А. Епифанов. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 298 с.
  6. Иваничев Г. А. Мануальная медицина. Казань: «Идел-Пресс», 2008. – 488 с.
  7. Капанджи А.И. Верхняя конечность. Физиология суставов/ А.И. Капанджи: [пер. с англ.] – М.: ЭКСМО, 2009. – 368 с.;
  8. Кокосов А.Н. Саногенез (О науке и практике врачевания) – Спб.: ЭЛБИ-СПб, 2009 – 238 с.;
  9. Лиев А.А., Татьянченко В.К. Клинико-анатомический атлас мануальной медицины. Петропавловск-Камчатский: «Камчатский печатный двор», 1996.-201 с.
  10. Нейматов Э.М., Сабинин С.Л. Основы биомеханики движения тела – М.: «Медицинское информаци онное агентство», 2011 -480 с.
  11. Ж. Пенину, С. Тикса. Мышечное напряжение. От диагностики к лечению – М.: МЕДпрессинформ, 2012, — 368 с.
  12. Ситель А.Б. Мануальная терапия. М.: Издатцентр, 1998.

Интернет-ресурсы

  1. https://www.rosminzdrav.ru/ Официальный сайт министерства здравоохранения РФ
  2. http://www.gnicpm.ru/309/296738 Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины.
  3. http://www.zdrav.ru/library/regulations/detail.php?ID=26062 Доступ к системе Главный врач
  4. http://www.rlsnet.ru/ Российская Энциклопедия Лекарств
  5. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed абстракты статей, аналогично MedLine, национальной медицинской библиотеки США
  6. http://www.medscape.com/ один из крупнейших англоязычных порталов, содержащий как абстракты, так и полнотекстовые статьи
  7. http://www.mdconsult.com/php/441855061-829/home.html один из крупнейших архивов мед. статей
  8. http://dailymed.nlm.nih.gov/dailymed/about.cfm ресурс, предоставляющий точную информацию по поводу лекарств, присутствующих на рынке США и сертифицированных FDA