Меню

Комплексное лечение геморроидальной болезни

Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы

Дополнительные профессиональные образовательные программы, реализуемые в ООО «Институт инновационных технологий», представляют собой комплект учебно-методических документов, определяющих содержание и методы реализации процесса обучения, разработанный и утверждённый вузом с учётом

— требований рынка труда;

— федеральных государственных образовательных стандартов;

— профессиональных стандартов;

— квалификационных требований.

ДПП направлена на формирование у слушателей компетенций, позволяющих оказывать пациентам квалифицированную помощь; формирование готовности и способности к профессиональному, личностному и культурному самосовершенствованию, стремления к постоянному повышению своей квалификации, инноваторству.

ДПП регламентирует цели, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, содержание рабочих программ, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки.

(Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».)

Цель программы

Качественная подготовка слушателей в соответствии с перечнем компетенций, необходимых для освоения ДПП.

Совершенствование профессиональных компетенций врачей-колопроктологов, необходимых для выполнения всех видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Врач выполняет следующие виды профессиональной деятельности: профилактическая; диагностическая; лечебная; реабилитационная; психолого-педагогическая; организационно управленческая; научно-исследовательская.

Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения вытекают из квалификационной характеристики врача–колопроктолога, установленной приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н  «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»).

Должностные обязанности врача – колопроктолога:

Врач-колопроктолог — специалист с высшим медицинским образованием по специальности «лечебное дело» и «педиатрия», окончивший интернатуру по хирургии и клиническую ординатуру по колопроктологии или интернатуру по хирургии, прошедший специализацию по колопроктологии и получивший сертификат специалиста.

Врач-колопроктолог владеет различными методами диагностики и лечения при болезнях толстой кишки, параректальной клетчатки и крестцово-копчиковой области, а также пограничных состояний в хирургической клинике, теоретическими знаниями и практической подготовкой по колопроктологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат специалиста-колопроктолога. Повышение квалификации врача-колопроктолога осуществляется не реже одного раза в пять лет.

В своей работе врач-колопроктолог руководствуется соответствующими нормативными документами Российской Федерации по вопросам охраны здоровья населения, инструктивно-методическими материалами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Врач — колопроктолог назначается и освобождается от должности приказом главного врача (директора) медицинского учреждения.

Назначение и увольнение врача-колопроктолога осуществляется в соответствии с действующим законодательством или условиями контракта.

Врач — колопроктолог должен знать и уметь:

— основы законодательства Российской Федерации о здравоохранении;

— директивные нормативные акты, определяющие деятельность органов здравоохранения; правовые вопросы;

— организацию колопроктологической помощи населению, организацию скорой и медицинской помощи населению, службу переливания крови;

— организацию медицинской помощи населению в военно-полевых условиях, при массовом поражении, катастрофах;

— основы медицинской статистики, учета и анализа основных показателей здоровья населения;

— основы медицинского страхования и деятельности медицинского учреждения в условиях страховой медицины;

— основы международной классификации болезней;

— основы первичной профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы;

— современные направления развития медицины;

— методы обследования колопроктологического больного, возможности инструментальных и специальных методов диагностики;

— асептику и антисептику в хирургии;

— принципы, приемы и методы обезболивания в хирургии и колопроктологии, вопросы интенсивной терапии и реанимации;

— основы фармакотерапии при колопроктологических заболеваниях;

— диетотерапию колопроктологических больных;

— принципы подготовки больных к операции, выполнения оперативных вмешательств на ободочной и прямой кишке и ведение послеоперационного периода;

— вопросы временной и стойкой нетрудоспособности;

— реабилитацию колопроктологических больных, применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

— принципы диспансеризации населения.

 

Врач-колопроктолог должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оборота сильнодействующих, психотропных и наркотических средств; общие принципы организации службы колопроктологии, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность службы колопроктологии; оснащение отделений; методы предоперационного обследования и подготовки пациентов к операции; современные методы, местной и регионарной анестезии в различных областях колопроктологии, в том числе у больных с сопутствующими заболеваниями; принципы оказания неотложной помощи; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации врача-колопроктолога: Высшее профессиональное образование по одной из специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» и послевузовское профессиональное образование ( ординатура) по специальности «Колопроктология» или профессиональная переподготовка по специальности «Колопроктология», без предъявления требований к стажу работы.

Исходный уровень подготовки слушателей ‒ сформированные компетенции, включающие в себя способность/готовность:

использовать в ежедневной профессиональной деятельности нормативные

документы, регламентирующие работу врача-колопроктолога;

выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний ободочной и прямой кишки, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом,

интерпретировать результаты проведенного клинического и лабораторно-

инструментального обследования ребенка, установить диагноз с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ),

выполнять основные лечебные мероприятия при заболеваниях ободочной и прямой кишки, своевременно выявлять нарушения, использовать методики их немедленного устранения;

способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;

способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детского населения и подростков в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения.

Совершенствованию подлежат следующие компетенции:

В результате освоения программы дополнительного профессионального образования «Комплексное лечение геморроидальной болезни»: врач-колопроктолог должен освоить современные рекомендации, по диагностике, лечению и профилактике основных форм геморроидальной болезни, включая современную терминологию, знания фармакотерапии, диагностические критерии, информативные методы лабораторно-инструментального исследования, клинические рекомендации по лечению и реабилитации, современные представления о факторах риска и профилактике заболеваний. Врач-колопроктолог должен актуализировать свои знания и навыки по оказанию неотложной помощи при острых формах геморроя. Врач-колопроктолог должен ознакомиться с действующими (в том числе новыми) нормативными документами, требованиями к ведению рабочей документации, организации работы врача-колопроктолога.

В результате успешного освоения программы слушатель усовершенствует имеющиеся профессиональные компетенции – способность/готовность:

оптимизировать свою профессиональную деятельность с учетом новых законодательных документов, регламентирующих порядок оказания медицинской помощи населению;

применить дифференцированный подход к назначению медикаментозной терапии и малоинвазивных и оперативных способов лечения геморооидальной болезни в зависимости от степени и стадии патологического процесса в соответствии с современными рекомендациями,

оптимизировать комплекс профилактических и реабилитационных мероприятий у больных с различными формами проявления геморроидальной болезни.

.

Учебный план

Продолжительность обучения – 36 час.

№№ Наименование модуля и разделов Трудоемкость в

зачётных единицах/часах

 

    Лекции срс всего
1. МОДУЛЬ 1. Новые технологии и подходы к комплексному лечению геморроидальной болезни 10 24 34
1.1. Хронический геморрой 3 9 12
1.2. Острый геморрой 1 2 3
1.3. Латексное лигирование геморроидальных узлов, инфракрасная коагуляция 1 4 5
1.4. Проксимальное шовное лигирование геморроидальных артерий 1 2 3
1.5. Геморроидэктомия: виды, варианты применения 3 5 8
1.6. Послеоперационный период 1 1 2
1.7. Вопросы реабилитации в зависимости от способа лечения 1 1
2. Итоговая аттестация     2
  ИТОГО     36

 

Оценочные материалы

Примеры тестов для итоговой аттестации

Кровотечения из заднего прохода при хроническом геморрое характеризуются:

а)  темным цветом крови

б)  алым цветом крови

в)  наличием сгустков

г)  периодичностью

д)  постоянством

Консервативное лечение хронического геморроя должно быть направлено на:

а)  устранение боли

б)  улучшение микроциркуляции

в)   улучшение кровотока в геморроидальных узлах

г)   уменьшение хрупкости сосудистых стенок

д)   остановку кровотечений

Пример вопроса

Хронический геморрой II стадии. Клиническая характеристика стадии. Латексное лигирование геморроидальных узлов (показания, методика)

Образец ситуационной задачи

Выберите один правильный и наиболее полный ответ.

В поликлинику обратилась женщина 45 лет с жалобами на слабость, головокружение, ежедневные выделения алой крови при дефекации в течение последних двух месяцев. При обследовании выявлены гипохромная анемия, полип желудка 0,3 см в диаметре, миома матки узловая 5-6 недель. Наиболее вероятная причина анемии у пациентки

A) миома матки

Б) кровоточащий геморрой

B) полип желудка

Г) полипы прямой кишки

Д) опухоль прямой кишки

Материально-технические условия реализации программы

Система управления обучением (LMS) Moodle установлена на сервере дистанционного образования. Система Moodle представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL, целью которой является предоставляющее пользователю права копировать, модифицировать и распространять (в т.ч. на коммерческой основе) программы, а также гарантировать, что и пользователи всех производных программ получат вышеперечисленные права) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Moodle отвечает стандарту SCORM.

Для работы в системе Moodle необходимо Internet-соединение. Рекомендуемая скорость подключения — не менее 1 Мбит/сек. Операционная система: Windows, MAC OS, Linux.

Браузеры:
•   Internet Explorer, минимальная версия — 10, рекомендуемая версия — последняя
•   Mozilla Firefox, минимальная версия — 25.0, рекомендуемая версия — последняя
•   Google Chrome, минимальная версия — 30.0, рекомендуемая версия — последняя
•   Apple Safari, минимальная версия — 6, рекомендуемая версия – последняя.

В настройках браузера необходимо разрешить выполнение сценариев Javascript. Также необходимо включить поддержку cookie.

Для просмотра документов необходимы: AdobeReader, программы MS Office (Word, Excel, PowerPoint и др.) или OpenOffice.

Программное обеспечение QuickTime и Flash player, необходимое для мультимедийных функций.

Для регистрации в системе Moodle слушателю необходимо предоставить адрес электронной почты.

Планируемые результаты обучения

Совершенствованию подлежат следующие компетенции:

способность и готовность выполнять перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи.

способность и готовность выполнять перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи.

Слушатель должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; основные положения Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, законодательства об обязательном медицинском страховании, о территориальной программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи (виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, медицинской помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов всех уровней); принципы организации анестезиолого-реанимационной помощи в Российской Федерации, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению; вопросы профилактики; формы и методы санитарно-просветительной работы; вопросы реабилитации пациентов с геморроидальной болезнью.

 

 

Основная литература

 

Название, автор
  Загрядский Е. А. Трансанальная дезартеризация в лечении геморроидальной болезни [Электронный ресурс] / Загрядский Е. А. — М. : ГЭОАР-Медиа, 2015. — 176 с.
  Риквин В. Л. Амбулаторная колопроктология [Электронный ресурс] : руководство / Риквин В. Л. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 96 с. – (Библиотека врача-специалиста). — Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/
  Шелыгин Ю.А. Клинические рекомендации. Колопроктология / ГЭОТАР-Медиа, Москва — 2015г., 528 с.
  Шелыгин Ю.А. Справочник по колопроктологии / Литтера,  Москва — 2014г., 608 с.

 

 

Интернет-ресурсы, рекомендованные для самостоятельной подготовки и как дополнительный источник информации 

Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU».

https://elibrary.ru/

Журнал «Российский журнал Гастроэнтерологии, Гепатологии, Колопрокто-логии».

http://www.gastro-j.ru/

Журнал «Колопроктология».

http://www.gnck.ru/zhurnal_koloproktologii.shtml

Общественная общероссийская организация «Ассоциация колопроктологов России».

http://akr-online.ru/