Меню

Эндоскопия желудочно-кишечного тракта

 

Содержание

  1. Общая характеристика ДПП
  2. Учебный план ДПП
  3. Организационно-педагогические условия реализации ДПП
  4. Литература

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДПП
    • Нормативные правовые основания разработки программы

Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

Российской Федерации»

Актуальность обусловлена необходимостью дальнейшего  совершенствования теоретических знаний, умений и практических навыков, повышения профессионального уровня в рамках имеющейся  квалификации  «Врач-эндоскопист».

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификацииврачей по теме «Эндоскопия желудочно-кишечного тракта» (далее Программа) заключается в удовлетворении образовательных и профессиональных потребностей, обеспечении соответствия квалификации врачей  меняющимся условиям профессиональной деятельности, а также совершенствовании профессиональных компетенций при оказании медицинской помощи пациентам с заболеваниями желудка и двенадцатиперстной кишки в рамках имеющейся квалификации по специальности «Эндоскопия».

Трудоемкость освоения –36 академических часов.

Содержание Программы разработано на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований,  соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по специальности «Эндоскопия» к результатам освоения образовательной программы

В содержании Программы рассматриваются актуальные вопросы эндоскопии желудочно-кишечного тракта, современные диагностические и лечебные эндоскопические подходы при патологии желудочно-кишечного тракта.

Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модуля являются разделы (например, 1.). Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы (например, 1.1), каждая тема – на элементы (например, 1.1.1.).

Документ, выдаваемый по окончании обучения: удостоверение установленного государством образца.

В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональным стандартом и квалификационной характеристикой врача-эндоскописта. Результаты обучения направлены на совершенствование имеющихся и формирование новых компетенций в рамках ранее полученной профессиональной подготовки.

 

Характеристика профессиональных компетенций врача-специалиста, подлежащих

совершенствованию

У обучающегося совершенствуются следующие универсальные компетенции (далее — УК):

У обучающихся совершенствуются следующие общепрофессиональные компетенции  (далее – ОПК):

 

Характеристика новых профессиональных компетенций врача-специалиста, формирующихся в результате освоения данной программы обучения

У обучающегося формируются следующие профессиональные компетенции (ПК):

 в организаторской деятельности:

в диагностической деятельности:

в лечебной деятельности:

Перечень знаний, умений и навыков врача-эндоскописта, обеспечивающих

формирование профессиональных компетенций

По окончании обучения врач-эндоскопист должен знать:

По окончании обучения врач-хирург должен уметь:

По окончании обучения врач-эндоскопист должен владеть навыками:

 

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Код Наименование тем и элементов Количество часов
всего обучение с применением ДОТ СРС
1. Эзофагоскопия в диагностике заболеваний пищевода 3 2 1
2. Гастроскопия в диагностике заболеваний желудка 3 2 1
3. Дуоденоскопия в диагностике заболеваний двенадцатиперстной кишки 3 2 1
4. Ректоскопии и колоноскопия в диагностике заболеваний прямой и ободочной кишки 3 2 1
5. Холедохоскопия в диагностике заболеваний желчных путей 3 2 1
6. Лечебная эндоскопия 19 14 5
6.1 Местное лечение язв желудка и ДПК 4 3 1
6.2 Эндоскопический гемостаз желудочно-кишечного тракта 4 3 1
6.3 Удаление доброкачественных новообразований из ЖКТ 4 3 1
6.4 Эндоскопическая ретроградная холангиопанкреатография 4 3 1
6.5 Извлечение инородных тел из ЖКТ 3 2 1
  Итоговая аттестация 2   2
  ИТОГО 36 24 12

 

Обучение проводится на базе обучающей платформы (системы дистанционного обучения).  В учреждении сформирована электронная информационно-образовательная среда, в которой размещены папки по учебному модулю: учебная программа, формируемые компетенции, обучающие материалы и вопросы для самоконтроля по каждому разделу, тестовые задания, интернет-ссылки, нормативные документы.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ)  строится на основе вебинаров, видеолекций, мультимедийных презентаций, включающих интерактивную часть с решением слушателями клинико-морфологических задач, проверкой и обсуждением решения.

Самостоятельная работа слушателей (СРС) обеспечена набором слайдов, а также электронными формами наглядных пособий. К каждому занятию имеются методические разработки в виде конспектов и подробных планов.

Каждый обучающийся получает свой оригинальный пароль, который дает доступ к учебным материалам портала и позволяет идентифицировать личность при подтверждении результатов обучения.

С целью проведения оценки знаний используются тестовые задания, содержащие вопросы с несколькими вариантами ответов.

Примеры тестовых заданий.

  1. Наиболее отчетливо желудочные поля видны в своде желудка
  2. на большой кривизне тела желудка
  3. на задней стенке тела желудка
  4. в области угла желудка
  5. в антральном отделе
  6. Париетальные клетки фундальных желез желудка секретируют пепсиноген
  7. соляную кислоту и внутренний фактор
  8. биогенные амины
  9. пепсиноген и биогенные амины
  10. соляную кислоту и песиноген
  11. Кровотечение в раннем послеоперационном периоде после резекции желудка чаще всего является следствием
  12. язвы анастомоза
  13. недостаточного гемостаза в процессе операции
  14. невыявленной язвы
  15. нарушения гемостаза
  16. травмы при интубации
  17. Заболевание ободочной кишки, которое трудно дифференцировать с раком толстой кишки
  18. язвенный колит
  19. болезнь Крона
  20. амебный колит
  21. дивертикулит
  22. полипы размером до 2 см
  23. Среди нижеперечисленных антибактериальных препаратов бактериостатическим действием на микробную флору обладают
  24. сульфаниламиды и макролиды
  25. нитрафураны
  26. пенициллины
  27. аминогликозиды
  28. макролиды и аминогликозиды

Примеры оценочных средств для текущего контроля знаний

  1. Больной 46 лет лечится у Вас амбулаторно; 3 недели назад он был оперирован по поводу грыжи белой линии живота в районной больнице. Больного давно следовало бы выписать на работу, но он продолжает жаловаться на боли в эпигастральной области, почти такие же, какие у него были до операции. У него нет аппетита, нарастает слабость, он похудел. Курс УВЧ-терапии, который Вы назначили, определив у него воспалительную инфильтрацию рубца, боли не снял.

Эталон ответа.

  1. Больной 48 лет поступил в стационар по поводу внезапно возникшей у него

обильной кровавой рвоты. Никаких указаний на заболевание желудка в анамнезе установить не удалось. Считал себя здоровым. Перенес болезнь Боткина 3 года назад. Брат больного страдает туберкулезом легких. Общее состояние удовлетворительное.

Эталон ответа.

  1. Больной, в течение 10 лет страдавший язвенной болезнью, во время очередного обострения поступил в стационар. За последнее время больной похудел, что он связывает с боязнью есть из-за возникающих после еды болей. Аппетит остается хорошим. При обследовании врач пропальпировал в эпигастральной области резко болезненное образование. Анализы крови и мочи без особенностей. При анализе желудочного сока установлено повышение общей кислотности и связанной соляной кислоты. При рентгенологическом исследовании обнаружена гиперсекреция натощак, ограничение подвижности желудка по малой кривизне, где определяется ниша диаметром 2 см. Стенка желудка вокруг ниши ригидная, складки слизистой оболочки не выражены. Исследование этой области чрезвычайно болезненное.

Эталон ответа.

  1. Больной 63 лет, страдающий длительное время анацидным гастритом, за последние 4 месяца сильно похудел и ослаб . Утром у него появилось головокружение и резкая слабость, была однократная рвота небольшим количеством жидкости цвета кофейной гущи. Днем был стул — кал дегтеобразный. После этого был доставлен в хирургическое отделение.

Эталон ответа.

  1. Больной 44 лет поступил в стационар в порядке оказания экстренной помощи, заболел внезапно. Появилась обильная повторная кровавая рвота. Больной резко ослаб. Из анамнеза удалось выяснить, что он много лет злоупотреблял алкоголем. При обследовании больного обращала внимание большая плотная селезенка. Печень не пальпировалась.

Эталон ответа.

  1. ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Адлер Г. Болезнь Крона и язвенный колит / Пер. с нем. А.А. Шептулина. — М: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — 500 с.
  2. Альманах эндоскопии. Научно-практический журнал. Сборник лекций № 1, 2002.
  3. Балалыкин А.С. Эндоскопическая абдоминальная хирургия. — Москва.: ИМА-Пресс, 1996.-152 с.
  4. Белоконев В.И., Замятин В.В., Измайлов Е.Е. Диагностика и лечение повреждений пищевода. Самара: ПГ «Перспектива», 1999. — 160 с.
  5. Белоусова Е.А. Язвенный колит и болезнь Крона. — Тверь: ООО «Триада», 2002.-128 с.
  6. Галлингер Ю.И., Годжелло Э.А. Оперативная эндоскопия пищевода. — М.: Медицина, 1999.-185 с.
  7. Григорьев П.Я., Яковленко А.В. Справочное руководство по гастроэнтерологии. — М.: Медицинское информационное агентство, 1997. -480 с.
  8. Дубинская Т.К., Волова А.В., Разживина А.А., Никишина Е.И. Кислотопродукция желудка и методы ее определения. — М.: РМАПО, 2004. — 28 с.
  9. Дубинская Т.К., Разживина А.А. Эзофагогастродуоденоскопия в диагностике воспалительно-дегенеративных заболеваний двенадцатиперстной кишки: Учебное пособие. — М.: РМАПО, 1998. — 24 с.
  10. Дубинская Т.К., Разживина А.А., Никишина Е.И. Эндоскопическая диагностика эзофагитов: Учебное пособие. — М.: РМАПО, 1998. — 19 с.
  11. Ефименко Н.А., Чернеховская НЕ., Выренков 10.Е. Руководство по клинической лимфологии. — М.: Полимаг, 2001. — 160 с.
  12. Ефименко П.А., Чернеховская НЕ., Федорова Т.А., Шишло В.К. Микроциркуляция и способы ее коррекции. — М.: Арт-Омега, 2003. — 172 с.
  13. Зденек Маржатка. Терминология, определение терминов и диагностические критерии в эндоскопии пищеварительного тракта. — 3-е издание переработанное и дополненное, 1996. Эндоскопия пищеварительного тракта: номенклатура ОМЕД, Международное медицинское издательство. — 141 с.
  14. Ивашкин В.Т. Диагностика и лечение гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (пособие для врачей). — М: ММА им. И.М Сеченова. — 2005. — 30 с.
  15. Ивашкин В.Т. Шептулин А.А. Болезни пищевода и желудка (краткое практическое руководство). — М.: «МЕДпресс-информ», 2002. — 144 с.
  16. Калинин А.В. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (методические указания). — М: ГИУВ МО РФ, 2005. — 64 с.
  17. Коротько Г.Г., Фаустов Л.А. Функциональные и морфологические аспекты язвенной болезни. — Краснодар, 2002. — 176 с.
  18. Краткое руководство по гастроэнтерологии / Под ред. В.Т. Ивашкина, Ф.И. Комарова, СИ. Рапопорта. — М.: ООО Изд. дом «М-Вести», 2001. — 458 с.
  19. Малоинвазивная колопроктология / Под ред. Аррегви М.Е., Дж. М. Сакмер. М.:Медицина, 1999.-280 с.
  20. Минимальная стандартная терминология в эндоскопии пищеварительной системы: Пособие для врачей. — М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. — 80 с.
  21. Назаров В.Е., Солдатов А.И., Лобач СМ. и др. Эндоскопия пищеварительного тракта. — М.: Трида-Фарм, 2002. — 176 с.
  22. Палевская С. А., Короткевич А. Г. Эндоскопия желудочно-кишечного тракта. 2-е изд., перераб. и доп. М: ГЭОТАР-МЕД, 2018. 745 с.
  23. Парфенов А.И. Энтерология. — М.: Триада-Х, 2002. — 744 с.
  24. Пименов СИ. Эзофагит, гастрит и язвенная болезнь. — М.: Медицинская книга; Питер, 2001.-480 с.
  25. Рысс Е.С., Шулутко Б.И. Болезни органов пищеварения. — СПб: Пенкор, 1998.-336 с.

 

Интернет-ресурсы

  1. https://www.rosminzdrav.ru/ Официальный сайт министерства здравоохранения РФ
  2. http://www.gnicpm.ru/309/296738 Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины.
  3. http://www.zdrav.ru/library/regulations/detail.php?ID=26062 Доступ к системе Главный врач
  4. http://www.rlsnet.ru/ Российская Энциклопедия Лекарств
  5. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed абстракты статей, аналогично MedLine, национальной медицинской библиотеки США
  6. http://www.medscape.com/ один из крупнейших англоязычных порталов, содержащий как абстракты, так и полнотекстовые статьи
  7. http://www.mdconsult.com/php/441855061-829/home.html один из крупнейших архивов мед. статей
  8. http://dailymed.nlm.nih.gov/dailymed/about.cfm ресурс, предоставляющий точную информацию по поводу лекарств, присутствующих на рынке США и сертифицированных FDA