Меню

Эндодонтия

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ СО СРОКОМ ОСВОЕНИЯ 36 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ» ПО ТЕМЕ «ЭНДОДОНТИЯ»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей стоматологов по теме «Эндодонтия» заключается в удовлетворении образовательных и профессиональных потребностей, обеспечении соответствия квалификации врачей стоматологов меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, а также совершенствовании профессиональных компетенций в области эндодонтического лечения в рамках имеющейся квалификации по специальности  «Стоматология терапевтическая»

Трудоемкость освоения – 36 академических часов

Основными компонентами дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по теме «Эндодонтия» являются:

цель программы;

планируемые результаты обучения;

учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по теме «Эндодонтия»;

требования к итоговой аттестации обучающихся

рабочая программа учебного модуля «Эндодонтия»;

организационно – педагогические условия реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по теме «Эндодонтия»;

оценочные материалы.

Содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модуля являются разделы.

 

Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы, каждая тема — на элементы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором – код темы (например, 1.1), далее – код элемента (например, 1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, содержащихся в программе, что, в свою очередь, позволяет кодировать контрольно-измерительные (тестовые) материалы в учебно-методическом комплексе (далее – УМК).

 

Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, обьема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.

 

дополнительную профессиональную программу повышения квалификации врачей по теме «Эндодонтия» включены планируемые результаты обучения. Планируемые результаты обучения направлены на совершенствование профессиональных компетенций врача по специальности «Стоматология терапевтическая», его профессиональных знаний, умений, навыков.

 

дополнительной профессиональной программе повышения квалификации врачей по теме «Эндодонтия» содержатся требования к аттестации обучающихся. Итоговая аттестация по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации врачей по теме «Эндодонтия» осуществляется посредством проведения зачета и выявляет подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием программы.

 

Организационно-педагогические условия реализации программы. Условия реализации примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по теме «Эндодонтия» включают:

 

а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам специальности

 

б) учебно-методическую литературу для внеаудиторной работы обучающихся

 

г) кадровое обеспечение реализации Программы соответствует требованиям штатного расписания кафедры терапевтической стоматологии, реализующей дополнительные профессиональные программы;

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ СО СРОКОМ ОСВОЕНИЯ 36 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ ПО ТЕМЕ «ЭНДОДОНТИЯ»

 

Результаты обучения по Программе направлены на совершенствование компетенций, приобретенных в рамках полученного ранее профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по специальности «Стоматология терапевтическая», качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

 

Характеристика профессиональных компетенций врача-стоматолога, подлежащих совершенствованию в результате освоения Программы

 

обучающегося совершенствуются следующие общепрофессиональные компетенции (далее — ОПК):

 

готовность к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи пациентам со стоматологическими заболеваниями (ОПК – 11)

 

обучающегося совершенствуются следующие профессиональные компетенции (далее

 

ПК):

 

готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия стоматологического заболевания (ПК-5(1))

 

способность к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов стоматологических заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X просмотра (ПК – 6);

 

способность к определению тактики ведения больных с различными стоматологическими заболеваниями (ПК — 8)

 

готовность к ведению и лечению пациентов со стоматологическими заболеваниями в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара (ПК – 9)

 

Перечень знаний, умений и навыков врачей стоматологов, обеспечивающих усовершенствование профессиональных компетенций в области эндодонтического лечения

 

По окончании обучения врач-стоматолог должен знать:

 

этапы инструментальной обработки корневого канала при лечении пульпита и периодонтита;

 

средства и методы медикаментозной обработки корневого канала при лечении пульпита и периодонтита;

 

средства и способы пломбирования корневого канала при лечении пульпита и периодонтита;

 

средства и способы повторного эндодонтического лечения;

 

средства и способы отбеливания девитальных зубов, измененных в цвете.

 

По окончании обучения врач-стоматолог должен уметь:

 

проводить инструментальную обработку корневого канала при лечении пульпита и периодонтита;

 

проводить медикаментозную обработку корневого канала при лечении пульпита и периодонтита;

 

проводить пломбирование корневого канала при лечении пульпита и периодонтита;

 

проводить повторное эндодонтическое лечение;

 

проводить отбеливание девитальных зубов, измененных в цвете.

 

По окончании обучения врач-стоматолог должен владеть навыками:

 

инструментальной обработки корневого канала различными системами инструментов при лечении пульпита и периодонтита;

 

медикаментозной обработки корневого канала при лечении пульпита и периодонтита;

 

пломбирования корневого канала при лечении пульпита и периодонтита;

 

ортоградной ревизии корневых каналов;

 

отбеливания девитальных зубов, измененных в цвете.

 

Задачи:

 

обучение врачей методам инструментальной обработки корневого канала при лечении пульпита и периодонтита;

 

обучение врачей методам медикаментозной обработки корневого канала при лечении пульпита и периодонтита;

 

обучение врачей методам пломбирования корневых каналов при лечении пульпита и периодонтита;

 

обучение врачей повторному эндодонтическому лечению;

 

обучение врачей отбеливанию девитальных зубов, измененных в цвете.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

Итоговая аттестация по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации врачей по теме «Эндодонтия» проводится в форме зачета и должна выявить подготовку врача-стоматолога в соответствии с требованиями квалификационных характеристик, профессиональных стандартов и настоящей программы.

 

Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения дисциплин в обьеме, предусмотренном учебным планом дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по теме «Эндодонтия».

 

Лица, освоившие дополнительную профессиональную программу повышения квалификации врачей по теме «Эндодонтия» и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о дополнительном профессиональном образовании – удостоверение о повышении квалификации.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

 

«ЭНДОДОНТИЯ»

 

Раздел 1

 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА КОРНЕВОГО КАНАЛА ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПУЛЬПИТА И ПЕРИОДОНТИТА

 

Наименование тем и элементов
1.1 Эндодонтический инструментарий
1.1.1 Ручные и машинные никель-титановые инструменты для расширения и
формирования корневых каналов. Особенности, принципы, проблемный подход к
применению.
1.2 Очистка и формирование корневых каналов традиционными и современными
методами
1.2.1 Новейшие технологические разработки в области никель-титановых инструментов
1.2.2 Клинические и биологические преимущества методики crown-down
1.3 Общие принципы предупреждения ошибок, возникающих при обработке и
формировании корневых каналов

 

 

 

Раздел 2

 

МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ОБРАБОТКА КОРНЕВОГО КАНАЛА ПРИ ЛЕЧЕНИИ

 

ПУЛЬПИТА И ПЕРИОДОНТИТА

 

Наименование тем и элементов
2.1 Методики медикаментозной обработки, применяемые в эндодонтическом лечении
2.1.1 Пассивная ультразвуковая ирригация
2.1.2 Звуковая
2.1.3 Гидродинамическая
2.1.4 Фотоактивируемая дезинфекция
2.2 Медикаментозные препараты для эндодонтического лечения
2.2.1 Внутриканальные ирригационные растворы
2.2.2 Обеспечение максимальной эффективности использования ирригационных
растворов
2.2.3 Препараты для антисептических повязок
2.2.4 Препараты для временного пломбирования корневых каналов
2.2.5 Хелатные агенты

 

Раздел 3

 

ПЛОМБИРОВАНИЕ КОРНЕВОГО КАНАЛА ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПУЛЬПИТА И

 

ПЕРИОДОНТИТА

 

Наименование разделов
3.1 Материалы для постоянного пломбирования корневых каналов
3.1.1 Пластичные твердеющие
3.1.2 Первичнотвердые
3.2 Методы пломбирования корневых каналов: традиционные и современные
3.3 Техники обтурации гуттаперчей
3.3.1 Латеральная конденсация
3.3.2 Вертикальная конденсация
3.3.3 Метод иньекционного введения термопластифицированной гуттаперчи

 

3.3.4 Метод введения термопластифицированной гуттаперчи на носителе
3.4 Техники обтурации адгезивными материалами
3.5 Общие принципы предупреждения ошибок, возникающих при подготовке
корневых каналов к обтурации, в процессе обтурации и после.
Раздел 4
ПОВТОРНОЕ ЭНДОДОНТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ
Наименование разделов
4.1 Ортоградная ревизия
4.1.1 Причины отсутствия репарации или развития перирадикулярной патологии
4.1.2 Инструменты для распломбирования корневых каналов
4.1.3 Препараты для распломбирования корневых каналов
4.2 Методы закрытия перфораций различной локализации
Раздел 5
ОТБЕЛИВАНИЕ ДЕВИТАЛЬНЫХ ЗУБОВ, ИЗМЕНЕННЫХ В ЦВЕТЕ
Наименование разделов
5.1 Методы отбеливания девитальных зубов, измененных в цвете
5.1.1 Материально-техническое оснащение методов отбеливания
5.1.2 Алгоритмы отбеливания

 

 

 

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ СО СРОКОМ ОСВОЕНИЯ 36 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ» ПО ТЕМЕ «ЭНДОДОНТИЯ»

 

Цель: удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации врачей меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, а также совершенствование профессиональных компетенций в области эндодонтического лечения в рамках имеющейся квалификации по специальности «Стоматология терапевтическая»

 

Категория обучающихся: стоматологи – терапевты

 

Трудоемкость обучения: 36 академических часа

 

Режим занятий: 6 академических часов в день

 

Форма обучения: дистанционная

 

Код Наименование Всего (час) В том числе Формы
разделов дисциплин контроля
и тем Лекции СРС

 

Рабочая программа учебного модуля «Инструментальная обработка корневого канала при лечении пульпита и периодонтита»

 

1.1 Эндодонтический 4 2 2
инструментарий
1.2 Очистка и 4 2 2
формирование
корневых каналов
традиционными и
современными
методами
1.3 Общие принципы 2 1 1 Текущий
предупреждения контроль
ошибок, возникающих (тестовый
при обработке и контроль)
формировании
корневых каналов

 

Рабочая программа учебного модуля «Медикаментозная обработка корневого канала при лечении пульпита и периодонтита»

 

2.1 Методики 3 2 1
медикаментозной
обработки,
применяемые в
эндодонтическом
лечении
2.2 Медикаментозные 3 2 1 Текущий
препараты для контроль
эндодонтического (тестовый
контроль)
лечения
Рабочая программа учебного модуля « Пломбирование корневого канала при
лечении пульпита и периодонтита»

 

3.1 Материалы для 2 1 1
постоянного
пломбирования
корневых каналов
3.2 Методы 2 1 1
пломбирования
корневых каналов:
традиционные и
современные
3.3 Техники обтурации 3 1 2
гуттаперчей
3.4 Техники обтурации 2 1 1
адгезивными
материалами
3.5 Общие принципы 1 1 Текущий
предупреждения контроль
ошибок, возникающих (тестовый
при подготовке контроль)
корневых каналов к
обтурации, в процессе
обтурации и после.
Рабочая программа учебного модуля «Повторное эндодонтическое лечение»
4.1 Ортоградная ревизия 3 2 1
4.2 Методы закрытия 3 1 2 Текущий
перфораций различной контроль
локализации (тестовый
контроль)

Рабочая программа учебного модуля «Отбеливание девитальных зубов, измененных в цвете»

 

5. Методы отбеливания 3 1 2 Текущий
девитальных зубов, контроль
измененных в цвете (тестовый
контроль)
Итоговая аттестация 1 1 тестирование
Всего 36 18 18

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1.Основные свойства коллагеновых волокон периодонта:

а)удерживают зуб в правильном положении, равномерно распределяя давление на стенки альвеолы

б)способны набухать в кислой среде, окрашивая ее

в)создают благоприятные условия для фагоцитоза при воспалении

г)обеспечивают физиологическую подвижность зуба

д)устойчивы к переваривающему действию тканевых ферментов и играют большое значение в репаративных процессах

 

2.Решающим тестом в дифференциальной диагностике острого периодонтита и пульпита являются:

а)перкуссия

б)электроодонтодиагностика, термометрия

в)характер болей

г)термометрия

д)рентгендиагностика

 

3.Инструмент используемый при пломбировании корневых каналов методом латеральной конденсации холодной гуттаперчи:

а)плагер

б)ример

в)лентуло

г) корневая игла

д)спредер

 

4.Сроки регенерации тканей периодонта сокращает применение средств:

а)кортикостероидные гормоны

б)антибиотики и слабые антисептики

в)пирамидиновые основания

г)ферменты

д)гидроксилоаппатит с коллагеном

 

5.Наибольшие трудности для достижения верхушечного отверстия и подготовки к пломбированию 16 или 26 зуба представляет?

а)дистальный небный

б)медиальный щечный

в)щечный

г)дистальный щечный

д)небный

 

6.Принятая рабочая длина корневого канала:

а)точно соответствует анатомической длине зуба

б)короче на 1 мм, чем анатомическая длина зуба

в)длиннее на 1 мм, чем анатомическая длина зуба

г)иногда равна длине глубиномера (по субъективным ощущениям)

д)всегда равна длине глубиномера (по субъективным ощущениям)

 

7.Корневая пломба должна:

а)достигать верхушечной трети канала

б)достигать верхушечного отверстия по рентгенологической оценке

в)быть на 1-2 мм дальше верхушечного отверстия

г)располагать на 1 мм до верхушечного отверстия по рентгенологической оценке

д)достигать уровня дентино-цементного соединения

 

8.Полип пульпы может возникнуть:

а)при остром пульпите

б)при хроническом открытом пульпите

в)при некрозе пульпы

г)при хроническом закрытом пульпите

д)при хроническом периапикальном поражении

 

9.Чаще всего бессимптомны:

а)острый пульпит

б)хронический открытый пульпит

в)хронический закрытый пульпит

г)дентикл

д)полип пульпы

 

10.Перекись водорода действует на распад в канал за счет:

а)высушивающий эффект

б)термический эффект

в)декальцификация дентина

г)высвобождение активного кислорода

д)образование кислоты при контакте с распадом

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

 

1

2

5

5

3

2

4

2

4

4

ЛИТЕРАТУРА

Беер, Рудольф Иллюстрированный справочник по эндодонтологии / Рудольф Беер , Михаэль А. Бауман, Андрей М. Киельбаса. — М.: МЕДпресс-информ, 2011. — 240 c.

Виноградова, Т. Ф. Стоматология для педиатров / Т.Ф. Виноградова. — М.: МЕДпресс-информ, 2014. — 216 c.
Гутнер, Я. И. Практикум по терапевтической стоматологии / Я.И. Гутнер. — М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2014. — 284 c.
Джеймс, Л. Гутман Решение проблем в эндодонтии. Профилактика, диагностика и лечение / Джеймс Л. Гутман, Том С. Думша, Пол Э. Ловдэл. — М.: МЕДпресс-информ, 2014. — 592 c.
Заболевания эндодонта, пародонта и слизистой оболочки полости рта: моногр. / Под редакцией А.К. Иорданишвили. — М.: МЕДпресс-информ, 2016. — 344 c.