Меню

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Общество с ограниченной ответственностью

«Институт инновационных технологий»

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор – директор

 учебного центра повышения

квалификации, чл.-корр. РАЕН,

эксперт Российского научного фонда, к.м.н

______________Ю.Б. Иванов

_________________________

« _19__ » __11_________ 2018_ г.

Дополнительная профессиональная программа

повышения квалификации

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

Трудоемкость: 36 часов /36 зачетных единиц

Специальность основная: неврология

Смежные специальности: нет

Форма обучения: дистанционная

Количество академических часов с использованием ДОТ – 36/36

Количество академических часов с использованием стажировки-0 Количество академических часов с использованием симуляции — 0

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации врачей «Инфекционные заболевания нервной системы» по специальности «Неврология» разработана д.м.н., профессором, заведующим кафедрой неврологии, медицинской генетики ОрГМУ Минздрава России А.М. Долговым, чл.-корр. РАЕН, к.м.н, с.н.с. Ю.Б. Ивановым

Введение. Последипломная подготовка врачей неврологов имеет большую актуальность и значимость в современных демографических условиях. Инфекционные поражения нервной системы наблюдаются преимущественно среди наиболее перспективной, молодой части населения, и часто приводят к инвалидизации и смертности детского и взрослого населения. Своевременная диагностика и адекватная терапия инфекционных поражений нервной системы будет способствовать их благоприятному течению и более позднему наступлению специфических осложнений.

 

Цикл рассчитан на групповое и индивидуальное обучение врачей-неврологов.

 

Цель обучения на цикле – систематизация и углубление знаний по нейроинфектологии, организации помощи взрослым и детям, освоение новых методов диагностики и лечения инфекционных заболеваний нервной системы, совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций врача-невролога, повышение качества медицинских услуг, предоставляемых в неврологии.

Основные задачи цикла:

— ознакомить врачей с современными достижениями в области нейроинфектологии, нейрохирургии и смежных специальностей;

— приобрести и закрепить знания, и повысить уровень освоения новых мето-

дов диагностики и лечения инфекционных заболеваний нервной системы;

Программа цикла основывается на углубленном изучении вопросов этиологии, патогенеза, диагностики, дифференциальной диагностики и терапии как распространенных, так и редких инфекционных поражений нервной системы.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

программы повышения квалификации по специальности «Неврология»,

 

раздел «Инфекционные и воспалительные заболевания

нервной системы»

 

Цель — систематизация и углубление знаний по нейроинфектологии, органи-зации помощи взрослым и детям, освоение новых методов диагностики и ле-чения инфекционных заболеваний нервной системы, совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций врача-невролога, повышение качества медицинских услуг, предоставляемых в неврологии.

 

Категория слушателей: врачи, имеющие сертификат по специальности «Неврология».

 

Данная программа направлена на совершенствование имеющихся и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Трудоемкость освоения – 36 академических часов.

1 академический час равен 45 минутам.

1 академический час равен 1 кредиту.

Основными компонентами программы являются:

 

Программа ОСК состоит из двух компонентов:

Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение модулей (разделов), устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, ОСК, семинарские занятия, практические занятия), формы контроля знаний.

Организационно-педагогические условия реализации программы. Условия реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Инфекционные заболевания нервной системы» включают:

а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности; б) учебно-методическую литературу для внеаудиторной работы обучающихся;

в) кадровое обеспечение реализации программы соответствует требованиям штатного расписания кафедры; г) законодательство Российской Федерации.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Характеристика профессиональных компетенций врача-невролога, подлежащих

совершенствованию в результате освоения дополнительной профессиональной программы «Инфекционные заболевания нервной системы» повышения квалификации врачей по специальности «Неврология»

 

— способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности (УК-1);

— способность и готовность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении практических задач (УК–2);

— способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, воспитательной деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (УК-3); — способность и готовность использовать методы управления и организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции (УК-4); — способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать принципы этики и деонтологии (УК-5).

В профилактической деятельности:

В диагностической деятельности:

В лечебной деятельности:

В реабилитационной деятельности:

В психолого-педагогической деятельности:

В организационно-управленческой деятельности:

(ПК-13).

 

Перечень знаний, умений и навыков

 

По окончании обучения врач-невролог должен знать:

 

По окончании обучения врач-невролог должен уметь:

По окончании обучения врач-невролог должен владеть навыками:

 

ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ ЗАЧЕТУ

 

А.  Итоговая аттестация по дополнительной профессиональной программе «Инфекционные заболевания нервной системы» повышения квалификации врачей продолжительностью 36 академических часов по специальности «Неврология» проводится в форме зачета и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача, в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.

Б.  Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения учебных модулей в объеме,   предусмотренном   учебным   планом   дополнительной   профессиональной

программы повышения квалификации врачей «Инфекционные заболевания нервной системы» продолжительностью 36 академических часа по специальности «Инфекционные болезни»

В.     Лица, освоившие дополнительную профессиональную программу повышения квалификации врачей «Инфекционные заболевания нервной системы» продолжительностью 36 академических часа по специальности «Неврология» и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ установленного образца – Удостоверение о повышении квалификации.

 

Наименование модулей, разделов Всего В том числе Форма
п/п часов Лекции СРС контро-
ля
1.1. Менингеальный синдром: эпиде- 6 2 4 Тести-
миология, классификация, клиниче- рование,
ские симптомы, этиология и пато- решение
генез, дифференциально- ситуац.
диагностические критерии, лечение. задач
1.2. Менингиты: гнойные (первичные и 6 2 4 Тести-
вторичные), серозные (вирусные, рование,
туберкулезный) менингиты. Аб- решение
сцессы головного и спинного мозга: ситуац.
этиология, патогенез, клинические задач
симптомы, диагностика и диффе-
ренциальная диагностика, лечение
медикаментозное и хирургическое.
1.3. Энцефалиты: клещевой, полисезон- 6 2 4 Тести-
ные, герпетический; вторичные рование,
(гриппозный, коревой, при ветряной решение
оспе и краснухе); подострые скле- ситуац.
розирующие лейкоэнцефалиты; задач
нейроборрелиоз.
1.4. Прионные болезни. Критерии диа- 6 2 4 Тести-
гностики, лечение и профилактика. рование,
решение
ситуац.
задач
1.5. Полиневропатии: дифтерийная ПНП, ВИЧ-ассоциированные невропатии. Диагностика. Лечение. 6 2 4 Тести-
рование,
решение
ситуац.
задач
1.6. Симуляционное тренинговое обу- 6 6 Зачет
чение.
Итого: 36 10 26
Итоговая аттестация по циклу Зачет

 

Примеры заданий для контроля

А. Тестовый контроль.

 

  1. Передача нервного импульса происходит в: @1) синапсах #2) митохондриях #3) лизосомах #4) цитоплазме #5) аксонах

 

  1. Острый некротический энцефалит вызывают вирусы: #1) Коксаки @2) простого герпеса #3) кори #4) паротита #5) аденовирусы

 

  1. Фибринолитическая терапия при закупорке сосудов мозга целесообразна в случае:

 

#1) молодого возраста больного

 

@2) продолжительности закупорки менее 6 ч #3) отсутствия анурии #4) геморрагического синдрома

 

#5) артериального давления выше 200/100 мм рт.ст.

 

  1. Для коррекции патологической мышечной спастичности при рассеянном склерозе назначают:

 

#1) аминалон

#2) фенибут

#3) пантогам

@4) тизанидин

#5) милдронат

 

  1. Одним из первых неврологических симптомов ботулизма является: @1) парез аккомодации #2) псевдобульбарный синдром

 

#3) поражение XII нерва #4) гиперсаливация #5) дыхательные расстройства

Б. Ситуационные задачи.

 

Задача 1. Девушка 16 лет поступила в стационар с жалобами на слабость в ногах и руках, онемение в стопах («ощущение поролона под ногами»). Она заболела за четыре дня до поступления в больницу, когда отметила онемение

 

 

  1. Неврологические синдромы?

 

  1. Локализация поражения?
  2. Клинический диагноз?
  3. Дополнительные обследования?
  4. Лечение?

 

Задача 2. У женщины 25-ти лет в период беременности появились непроиз-вольные быстрые движения в лице, туловище и конечностях. В возрасте 18-ти лет у пациентки была ревматическая атака, после которой в течение года наблюдались аналогичные расстройства. Объективно: непроизвольные быст-рые хаотичные движения в лице и конечностях, которые несколько затруд-няют обычные движения, тонус в конечностях меняется от гипотонии до лег-кой ригидности, рефлексы средней живости, патологических рефлексов нет. Неврологический синдром?

 

Предполагаемое заболевание?

Врачебная тактика и прогноз?

 

Задача 3. Двадцатипятилетнюю женщину в течение последнего года беспокоят нечеткость речи, слабость в ногах, шаткость походки, импе-ративные позывы на мочеиспускание. Объективно: вертикальный нистагм,

 

скандированная речь, снижение силы в ногах до 4-х баллов с повышением

 

мышечного тонуса и оживлением рефлексов, двусторонний симптом Бабин-

ского; в левых конечностях интенционный тремор при пальце-носовой и пя-

точно-коленной       пробах,     дисдиадохокинез        слева,     других     неврологических

нарушений нет.

Неврологические синдромы?

Локализация поражения?

 

Дополнительные методы исследования?

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

  1. Основная литература на бумажных носителях

 

  1. Неврология и нейрохирургия: учебник. В 2 томах. Гусев Е.И., Коновалов А.Н. Скворцова В.И. — М.: «ГЕОТАР-Медиа», 2010.

 

  1. Неврология. Национальное руководство. Назаров В.М., Трошин В.Д., Сте-панченко А.В. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

 

  1. Клиническая фармакология: учебник / Под ред. В. Г. Кукеса. — 4-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.

 

  1. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Под ред. А.Г. Чучалина, Ю.Б. Белоусова, В.В. Яснецова. Выпуск XV. [Текст] – М.: Эхо, 2014.

 

  1. Дополнительная литература

 

  1. Основные лекарственные средства, применяемые в неврологии. Левин О.С. Медпресс-информ, 2012.

 

  1. Неврологический статус и его интерпретация: учебное пособие для врачей + DVD. Скоромец А.А. — М.: МЕДпресс-информ, 2012.

 

  1. Иммунология: учебник / Р.М. Хаитов — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.

 

  1. Зартор К. Лучевая диагностика: Головной мозг. – М.: МЕДпресс-информ,

2009.

 

  1. Справочник по формулировке клинического диагноза болезней нервной системы / Под ред. В.Н. Штока, О.С. Левина. – М.: ООО «Медицинское ин-формационное агентство», 2013.

 

  1. Стеценко С.Г., Гончаров Н.Г., Стеценко В.Ю., Пищита А.Н. Медицинское право. Учебник для юридических и медицинских вызов. Под общей ред. проф. Н.Г. Гончарова. – Издание 2-е дополненное и переработанное. – Москва: РМАПО, ЦКБ РАН. – 2011.

 

  1. Периодические издания:
  2. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова
  3. Неврологический журнал

 

  1. Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева

 

  1. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии

 

  1. Анналы клинической и экспериментальной неврологии
  2. Клиническая неврология

 

  1. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимые для освоения дисциплины

 

Ссылка на информа- Наименование Доступность
ционный ресурс разработки
1 2 3
vak.ed.gov.ru Нормативные документы, авто- Доступны нормативно-
рефераты диссертаций справочная информация и
архив ВАК
www.rosmedlib.ru Электронная медицинская биб- Доступны полнотекстовые
лиотека версии клинических реко-
мендаций, национальных
руководств, монографий,
атласов, основных учебни-
ков и современных класси-
фикаций
www.medi.ru Фармакоклинический Доступны описания фарма-
справочник цевтических препаратов,
научные статьи, моногра-
фии, доклады на конгрессах,
конференциях и симпозиу-
мах
www.cardiosite.ru Сайт содержит актуальную ин- Доступны полные тексты
формацию по вопросам кардио- рекомендаций по лечению,
логии и о современных спосо- различных публикаций, уча-
бах профилактики и лечения стие в вебинарах, просмотр
сердечно-сосудистых заболева- видеотрансляций
ний
www.sciencedirect.com Всемирная электронная база В бесплатном режиме до-
данных научных изданий ступен поиск по каталогам
базы данных, доступны ан-
нотации статей, выходные
данные и координаты авто-
ров
elibrary.ru Научная электронная библиоте- В форме электронных ката-
ка логов по научным изданиям,
авторам и научным органи-
зациям содержит рефераты и
полные тексты более 14 млн
научных статей и публика-
ций
www.annualrewiews.org Полнотекстовый мультидисци- Доступен полный архив
плинарный ресурс научных жуналов издатель-
ства Annual Rewiews
www.scopus.com Библиографическая и рефера- Доступны отслеживание ци-
тивная база данных тируемости статей, ссылки
на полные тексты статей
search.ebscohost.com Полнотекстовая   база   Medline Доступ к полным тексам ме-

 

Ссылка на информа- Наименование Доступность
ционный ресурс разработки
1 2 3
with Fulltext дицинских журналов, специ-
ализированной базе данных
медицинских визуализаций
(рисунки, анимация, ви-
деоролики, интерактивные
приложения и монографии)