Меню

Инфекции, передаваемые половым путем

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ СО СРОКОМ ОСВОЕНИЯ 36

АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ПО ТЕМЕ «Инфекции, передаваемые половым путем»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по теме «Инфекции, передаваемые половым путем» (ИППП) заключается в расширении знаний курсантов об этиологии, патогенезе, клинике и лечении наиболее часто встречающихся ИППП; углублении знаний курсантов о новых методах лечения; усовершенствовании практических навыков в отношении обследования, проведения дифференциального диагноза экспертизы трудоспособности и диспансеризации больных ИППП.

Трудоемкость освоения – 36 академических часа.

Основными компонентами дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по теме «ИППП» являются:

цель программы;

планируемые результаты обучения;

учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по теме «ИППП»;

требования к итоговой аттестации обучающихся;

рабочая программа учебного модуля: «Специальные дисциплины»;

организационно-педагогические условия реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по теме «ИППП»;

оценочные материалы и иные компоненты.

Содержание примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модуля являются разделы. Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы, каждая тема – на элементы, каждый элемент – на подэлементы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором — код темы (например, 1.1), далее — код элемента (например, 1.1.1), затем – код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, содержащихся в программе, что, в свою очередь, позволяет кодировать контрольно-измерительные (тестовые) материалы в учебно-методическом комплексе (далее — УМК).

Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), Конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.

примерную дополнительную профессиональную программу повышения квалификации врачей по теме «ИППП» включены планируемые результаты обучения. Планируемые результаты обучения направлены на совершенствование профессиональных компетенции врача по специальности «Дерматовенерология», его профессиональных знаний, умений, навыков. В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональными стандартами и квалификационными характеристиками должностей работников сферы здравоохранения.

примерной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации врачей по теме «ИППП» содержатся требования к аттестации обучающихся. Итоговая аттестация по примерной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации врачей по теме «ИППП» осуществляется посредством проведения зачета и выявляет теоретическую и практическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием программы.

Организационно-педагогические условия реализации программы. Условия реализации примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по теме «ИППП» включают:

а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности;

б) учебно-методическую литературу для внеаудиторной работы обучающихся;

в) кадровое обеспечение реализации Программы соответствует требованиям штатного расписания кафедры кожных и венерических болезней, реализующей дополнительные профессиональные программы;

г) законодательство Российской Федерации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ СО СРОКОМ ОСВОЕНИЯ 36 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ ПО ТЕМЕ «ИППП»

Результаты обучения по Программе направлены на совершенствование компетенций, приобретенных в рамках полученного ранее профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по специальности «Дерматовенерология», и на формирование профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Характеристика профессиональных компетенции врача-дерматовенеролога, подлежащих совершенствованию в результате освоения Программы

обучающегося совершенствуются следующие универсальные компетенции (далее — УК):

— способность анализировать и использовать на практике методы естественнонаучных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной деятельности (УК-1);

У обучающегося совершенствуются следующие общепрофессиональные компетенции (далее — ОПК):

в психолого-педагогической деятельности:

способность и готовность формировать у пациентов и членов их семей мотивацию, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ОПК — 1).

обучающегося совершенствуются профессиональные компетенции врача-дерматовенеролога.

Перечень знаний, умений и навыков врачей-дерматовенерологов, обеспечивающих формирование профессиональных компетенции в области

профилактической и социальной дерматовенерологии.

По окончании обучения врач-дерматовенеролог должен знать:

Общие знания:

принципы врачебной этики и медицинской деонтологии в деятельности врача — дерматовенеролога амбулаторного звена;

тенденции состояния здоровья взрослых в современных условиях;

принципы и задачи профилактического направления венерологии.

Специальные знания:

 

совершенствование у врачей-дерматовенерологов современных знаний и умений по проблемам диагностики, профилактики и лечения ИППП,

 

выработка стереотипа врачебных действий (диагностических, лечебных, профилактических) в стандартных клинических ситуациях для оказания практической медицинской помощи пациентам.

 

максимальное овладение практическими навыками по оказанию плановой и неотложной врачебной помощи на амбулаторном и стационарном этапах,

 

овладение современными методами диагностики ИППП, приобретение умения

интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов обследования,

 

состояние заболеваемости ИППП, задачи здравоохранения по лечению и профилактике,

 

законодательные акты по борьбе с ИППП,

основные профессиональные обязанности и права медицинских работников,

принципы организации дерматовенерологической амбулаторной и стационарной помощи,

правила оформления медицинской документации,

принципы организации и проведения диспансеризации лиц с ИППП,

принципы организации экспертизы временной утраты трудоспособности в КВД, методы обследования в дерматовенерологии, диагностические критерии, их оценка. принципы построения дифференциально-диагностических программ.

построение плана лечения больных ИППП, принципы местного этиотропного и симптоматического лечения больныхИППП

По окончании обучения врач-дерматовенеролог должен уметь:

 

собрать анамнез, жалобы и провести физикальное обследование пациента, страдающего ИППП;

составить план обследования и лечения пациента с учетом индивидуального состояния;

рекомендовать меры вторичной профилактики обострений;

определять функциональные изменения патологических процессов по результатам клинико-биохимических анализов и функционально-диагностических проб;

на основании клинико-биохимических анализов и инструментально-диагностических исследований высказывать мнение о характере патологического процесса или заболевания, обосновывать направления патогенетической терапии;

поставить клинический диагноз, провести дифференциальный диагноз;

оценить эффект проводимого лечения, установить нежелательные побочные эффекты лечения и устранить их;

правильно применять ту или иную лекарственную форму в зависимости от характера патологического процесса;

оформить необходимую медицинскую документацию;

представить больного на консультацию профессора, зав отделением и др.;

сформулировать ближайший и отдаленный прогнозы, дать рекомендации для дальнейшего амбулаторного ведения больного;

провести анализ временной утраты трудоспособности работающих;

провести анализ работы за месяц, квартал, год, составить и оформить отчёт;

проводить диспансерное наблюдение больных ИППП;

произвести забор патологического материала для проведения дополнительных бактериологических, цитологических (цитогенетических), вирусологических, биохимических и других видов исследований;

выписывать рецепты основных средств, применяемых при ИППП.

По окончании обучения врач-дерматовенеролог должен владеть навыками:

методами клинического обследования пациентов (сбор анамнеза, осмотр, оценка физиологических рефлексов, перкуссия, пальпация, аускультация, специальные клинические методы исследования);

современными методами диагностики ИППП в амбулаторно-поликлинических

стационарных условиях.

методами проведения профилактических мероприятий индивидуальных, групповых и общегосударственных.

взятия материала для проведения бактериологических, цитологических (цитогенетических), вирусологических, биохимических и других видов исследований (грибы, демодекс, чесоточный клещ, бледная спирохета, гонококки, хламидии, трихомонады и др.);

оказания неотложной помощи больным с анафилактоидными реакциями и другими неотложными состояниями;

введения лекарств парентерально (установка и запуск трансфузионных систем для внутривенного введения лекарственных растворов, крови, плазмы и кровезаменителей; внутрикожные, подкожные, внутримышечные инъекции, в том числе двухмоментные, и внутривенные вливания);

проведения криотерапии жидким азотом или снегом угольной кислоты;

исследования стенки уретры на прямом буже и техникой введения бужа и уретроскопа;

способностью оценить результаты обследования (интерпретировать данные общеклинических и биохимических анализов крови и мочи, читать обзорные рентгенограммы, оценивать результаты ультразвукового исследования головного мозга, органов грудной клетки и брюшной полости, электрокардиограммы).

ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Итоговая аттестация по примерной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации врачей по теме «ИППП» проводится в форме зачета и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-дерматовенеролога в соответствии с требованиями квалификационных характеристик, профессиональных стандартов и настоящей Программы.

Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по теме «ИППП».

Лица, освоившие дополнительную профессиональную программу повышения квалификации врачей по теме «ИППП» и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о дополнительном профессиональном образовании — удостоверение о повышении квалификации.

 

  IV.  
  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ  
  «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»  
  РАЗДЕЛ 1  
  ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ СИФИЛИСА  
     
Код Наименования тем, элементов и подэлементов  
1.1. Этиология сифилиса  
     
1.1.1. Морфология бледной трепонемы  
(результаты исследования в световом микроскопе)  
   
     
1.1.2. Морфология бледной трепонемы по результатам  
исследований в электронном микроскопе  
   
     
r1.1.3 Биология бледной трепонемы  
     
1.2. Эпидемиология сифилиса  
     
1.2.1 Распространение сифилиса среди отдельных групп населения  
     
1.2.2 Факторы, способствующие распространению сифилиса  
     
1.3. Общая патология сифилиса  
     
1.3.1. Периодизация в течение сифилитической инфекции  
     
1.3.2. Классификация сифилиса  
     
1.3.3. Случаи незаражения  
     
1.3.4. Возможность самоизлечения сифилиса  
     
1.3.5. Случаи длительного бессимптомного течения сифилитической  
инфекции  
   
     
1.3.6. Иммунология сифилиса. Антитрепонемные и антикардиолипиновые  
антитела. Клеточный иммунитет. Фагоцитоз, генетические маркеры  
   
     
1.3.7. Патогистология сифилидов  
     

 

РАЗДЕЛ 2

КЛИНИКА СИФИЛИСА

 

Код Наименования тем, элементов и подэлементов  
2.1. Первичный сифилис  
2.1.1. Твердый шанкр (типичные и атипичные формы)  
     
2.1.2. Регионарный склераденит  
2.1.3. Лимфангиит  
2.2. Вторичный сифилис  
     
2.2.1. Сифилитическая розеола  
2.2.2. Папулезные сифилиды  
2.2.3. Везикулезные сифилиды  
     
2.2.4. Пустулезные сифилиды  
     
2.2.5. Сифилитическое облысение  
     
2.2.6. Пигментный сифилид  
2.3. Третичный сифилис  
2.3.1. Бугорковые сифилиды  
     
2.3.2. Гуммозные сифилиды  
     
2.4. Скрытый сифилис  
     
2.4.1. Сифилис скрытый ранний  
2.4.2. Сифилис скрытый поздний  
     
2.4.3. Сифилис у беременных  
     
2.5. Врожденный сифилис  
     
2.5.1. Сифилис плода  
     
2.5.2. Ранний врожденный сифилис  
     
2.5.3. Поздний врожденный сифилис  
     
2.5.4. Врожденный скрытый сифилис  
     
2.6. Сифилис нервной системы  
2.6.1. Ранний нейросифилис  
2.6.2. Поздний нейросифилис  
     
2.7. Поражение органов чувств при сифилисе  
2.8. Сифилис внутренних органов  
     
2.8.1. Поражение внутренних органов при ранних формах сифилиса  
     
2.8.2 Поражение внутренних органов при поздних формах сифилиса  
2.9. Сифилис костей и суставов  
2.9.1. Поражение костей и суставов при ранних формах сифилиса  
     
2.9.2. Поражение костей и суставов при поздних формах сифилиса  
     
2.9.3. Поражение костей и суставов при врожденном сифилисе  
     
    РАЗДЕЛ 3
    ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА СИФИЛИСА
     
  Код Наименования тем, элементов и подэлементов
  3.1. Лабораторная диагностика сифилиса
  3.1.1. Методы исследования бледной трепонемы
  3.1.2. Серологическая диагностика сифилиса
     
  3.1.3. Исследование ликвора при сифилисе
     
  3.2. Лечение сифилиса
     
  3.2.1. Препараты, применяемые при лечении сифилиса
     
  3.2.2. Методы лечения сифилиса
     
  3.2.3. Критерии излеченности и показания к снятию с учета,
    серорезистентность
  3.2.4. Прогноз при сифилисе
  3.3. Профилактика сифилиса
     
  3.4. Экспертиза трудоспособности при сифилисе
     
  3.5. Организация борьбы с сифилисом
     

 

 

РАЗДЕЛ 4

БАКТЕРИАЛЬНЫЕ ИНФЕКЦИИ, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ

 

Код Наименования тем, элементов и подэлементов  
4.1. Классификация  
4.2. Гонорея  
4.2.1. Эпидемиология, этиология, патогенез, классификация гонореи  
     
4.2.4. Урогенитальные осложнения гонореи  
     
4.2.4.1. Урогенитальные осложнения гонореи: цистит  
     
4.2.4.2. Урогенитальные осложнения гонореи: пиелит  
4.2.4.3. Урогенитальные осложнения гонореи:  
пиелонефрит  
   
     
4.2.5. Лечение и профилактика гонореи  
     
4.3. Урогенитальный хламидиоз  
4.3.1. Этиология, эпидемиология, патогенез, диагностика  
  урогенитального хламидиоза  
     
4.3.2. Клиника хламидиоза, лечение и профилактика  
4.4. Трихомониаз  
4.4.1. Этиология, эпидемиология, патогенез, диагностика трихомониаза  
4.4.2 Клиника трихомониаза, лечение и профилактика  
4.5. Микоплазмоз  
4.5.1 Этиология, эпидемиология, патогенез и диагностика микоплазмоза  

4.5.2.          Клиника микоплазмоза, лечение и профилактика

 

 

4.6.             Бактериальный вагиноз

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 5

ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ, ПЕРЕДАВАЕМЫЕ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ

 

Код Наименования тем, элементов и подэлементов
5.1. Классификация
5.1.1. Этиология, патогенез, клиника и лечение
   

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

 

РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ ПИ ТЕМЕ «ИППП»

 

При организации и проведении учебных занятий необходимо иметь учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности, соответствующие материально-технические базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки. Кадровое обеспечение реализации Программы должно соответствовать требованиям штатного расписания кафедры дерматовенерологии, реализующей дополнительные профессиональные программы.

 

Код Наименование модулей, дисциплин, тем Всего часов В том числе Форма контроля
Лекции СРС
1. Этиология и патогенез сифилиса 3 2 1 Тестовый контроль
2. Клиника сифилиса 13 4 9 Тестовый контроль
3. Диагностика, лечение и профилактика сифилиса 5 2 3 Тестовый контроль
4. Бактериальные инфекции, передаваемые половым путем 9 5 4 Тестовый контроль
5. Вирусные передаваемые половым путем 4 2 2 Тестовый контроль
6. Итоговая аттестация 2   2 Тестовый контроль
Итого   36 15 21  

 

V I  . Основная литература

 

Адаскевич В.П. Инфекции, передаваемые половым путем: Рук-во для врачей .- М.: Медицинская книга, 2001

Аковбян В.А., Прохоренков В.И., Новиков А.И. и др. Сифилис. Иллюстрированное руководство / Под ред. В.И. Прохоренкова. М.: Медицинская книга. 2002.

Бочкарев Е.Г., и др. Хламидиоз. Современные подходы к диагностике и лечению. М., 2000.

Бухарин О.В., Усвяцов Б.Я., Карташова О.Л.Биология патогенных кокков. М.: Медицина, 2002/

Диагностика, лечение и профилактика заболеваний, передаваемых половым путем: Метод, материалы /Под ред. К.К. Борисенко.- М., 1998.

Дмитриев Г.А., Доля О.В., Василенко Т.И. Сифилис: феномен, эволюция, новации. М.: Бином, 2010.

Кира Е.Ф. Бактериальныйвагиноз. М., 2012.

Исаков В. А., Архипова Е. И., Исаков Д. В. Герпеcвирусныеинфекции человека: Руководство для врачей. СПб.: СпецЛит. 2006.

Клименко Б. В., Авазов Э. Р., Барановская В. Б., Степанова М. С. Трихомониаз мужчин, женщин и детей. СПб.: «Сюжет», 2001.

Козлова В. И., Пухнер А. Ф. Вирусные, хламидийные и микоплазменные заболевания гениталий. Рук-во для врачей. М.: Изд-во «Триада-Х», 2003.

Методические материалы по диагностике и лечению наиболее распространённых инфекций, передаваемых половым путём (ИППП), и заболеваний кожи. Протоколы ведения больных. М., 2001.

Молочков, В. А.,Гущин А.Е. Гонорея и ассоциированные инфекции — М.: ГЭОТАР-Медиа,

Прозоровский С.В., Раковская И.В., Вульфович Ю.В. Медицинская микоплазмология. М., Медицина, 1995.

Родионов А.Н. Сифилис. Практическое руководство.- М., 2007.

Центры по контролю и предупреждению заболеваний« США; GDC. Руководство по лечению заболеваний; передаваемых половым путём, 2002. / Перевод с англ.: Ассоциация по профилактике инфекций, передаваемых половым путём: М.: САНАМ, 2003.

V I I . И Т О Г О В АЯ АТ Т Е С Т АЦ И Я

 

Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения Программы в объеме, предусмотренном учебным планом.

 

Обучающиеся, освоившие Программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о дополнительном профессиональном образовании — удостоверение о повышении квалифихации.

 

Примеры тестовых заданий:

 

Выберите один правильный ответ:

 

Какие из перечисленных ИППП могут передаваться через кровь?

А) Сифилис, Б) гонорея, В) хламидиоз, Г) трихомонз.

 

Где можно пройти лечение ИППП:

А) у участкового терапевта,

Б) у знакомой медсестры,

в кожвендиспансере, Г) в школьном медпункте,

Д) в специальном медицинском центре,занимающемся вопросами репродуктивногоздоровья, Е) дома,можно самому.Результаты, которые могут возникать, если ИППП не лечат или лечат плохо:

 

A) болезнь,может быть,пройдет сама собой(самоизлечение),

Б) может развиться бесплодие,

В) болезнь перейдет в хроническую форму,

Г) болезнь не будет приносить беспокойств,т.к.по окончании активных

проявлений не будет опасна ни мне, ни окружающим,

Д) могут развиться тяжелые осложнения со стороны других органов и систем

организма.

ИППП можно заразиться во время:

A) купания в бассейне,

Б) рукопожатия,

незащищенного сексуального контакта, Г) переливания крови, Д) пользования общей посудой.

 

Характерными признаками ИППП являются?

Зуд/жжение половых органов,

Б) головокружение,тошнота,

запоры,

Г) положительный результат специального обследования, Д) необычные выделения из половых органов, Е) насморк,затрудненное дыхание.

Заражение ИППП можно предотвратить, используя:

А) внутриматочную спираль,

Б) воздержание от сексуальных отношений, В) спринцевание после полового акта, Г) латексный презерватив.

 

Возбудители каких ИППП могут находиться в крови больного человека?

вич,

Б) сифилис,

В) герпес,

Г) гонорея,

Д) трихомоноз,

Е) ПВИ.

Взрослый человек в быту может заразиться следующими ИППП:

A) хламидиоз,

Б) гонорея, трихомоноз, Г) герпес, Д) ПВИ, Е) ВИЧ, Ж) сифилис.

Возбудители основных ИППП передаются преимущественно:

А) половым путем,

Б) воздушно-капельным путем, Г) от матери к ребенку, Д) через грязные руки,

Е) бытовым путем только при определенных условиях,

Ж) одинаково часто половым,бытовым и гематогенным(кровь-кровь)путями,

через кровь (гематогенным путем).

Человек, инфицированный ИППП,

чувствует это мгновенно,

Б) быстро узнает об этом,если он внимательно относится к своему здоровью,

может длительно болеть и не подозревать об этом.

Для подтверждения диагноза трихомоноза достаточно:

обычного мазка,

Б) обнаружения следов специфических антител в крови,

осмотра врача,

Г) бактериологического посева после специальной подготовки,

Д) общего анализа мочи,

Е) серии мазков после специальной подготовки.