Меню

Химический пилинг

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Актуальность программы обусловлена постоянным интересом врачей-косметологов к повышению своих профессиональных знаний. Для решения косметологических вопросов на современном уровне необходимо совершенствование теоретических знаний и практических навыков. Данная программа посвящена избранным вопросам косметологии.

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по специальности «Косметология» (далее — программа), в соответствии с положениями частей 1 и 4 статьи 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ- 273 от 29.12.2012 г., заключается в удостоверении образовательных и профессиональных потребностей, профессионального развития человека, обеспечении соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Данная программа направлена на совершенствование имеющихся и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Трудоемкость освоения – 36 академических часов.

1 академический час равен 45 минутам.

1 академический час равен 1 кредиту.

Основными компонентами программы являются:

-актуальность;

цель программы;

планируемые результаты обучения;

требования к итоговой аттестации обучающихся;

учебный план;

организационно-педагогические условия реализации программы;

оценочные материалы.

Содержание программы построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модуля являются разделы. Каждый раздел модуля подразделяется на темы, каждая тема на элементы, каждый элемент на подэлементы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела (например,1), на втором код темы (например, 1.1), далее – код элемента (например, 1.1.1), затем – код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определённый порядок в перечень вопросов, содержащихся в программе, что в свою очередь, позволяет кодировать контрольно-измерительные (тестовые) материалы в учебно-методическом комплексе (далее УМК).

В программу включены планируемые результаты обучения. Планируемые результаты обучения направлены на совершенствование профессиональных компетенций врача-косметолога, его профессиональных знаний, умений, навыков. В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональными стандартами, квалификационными характеристиками по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (или, квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе). дополнительной профессиональной программе повышения квалификации врачей-косметологов по специальности «Косметология» содержатся требования к аттестации обучающихся. Итоговая аттестация по программе осуществляется посредством проведения зачета и выявляет теоретическую и практическую подготовку обучающегося в соответствии с целями и содержанием программы.

Организационно-педагогические условия реализации программы. Условия реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Химический пилинг» включают:

а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности; б) учебно-методическую литературу для внеаудиторной работы обучающихся;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Характеристика профессиональных компетенций врача-косметолога, подлежащих совершенствованию в результате освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по специальности «Косметология»

Обучающийся по специальности «Косметология» должен обладать следующими универсальными компетенциями (далее – УК):

готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);

готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);

готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).

обучающегося совершенствуются следующие общепрофессиональные компетенции (далее — ОПК):

— способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в сфере охраны здоровья (законодательство Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, действующие международные и отечественные классификации), документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ОПК-1);

способность и готовность владеть основами законодательства по охране материнства и детства, здоровья населения (ОПК-2);

способность и готовность использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам (ОПК-3).

обучающегося совершенствуются следующие профессиональные компетенции (далее — ПК) (по видам деятельности):

профилактическая деятельность:

— готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

— готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения лиц, страдающих кожными заболеваниями (ПК-2);

— готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);

— готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-4); диагностическая деятельность:

— готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5); лечебная деятельность:

— готовность к применению лечебных методов при оказании помощи пациентам дерматокосметологического профиля (ПК-6);

— готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7); реабилитационная деятельность:

— готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации (ПК-8); психолого-педагогическая деятельность:

— готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9); организационно-управленческая деятельность:

— готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях

(ПК-10);

— готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);

— готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).

обучающегося совершенствуются следующие профессионально-специализированные компетенции (далее – ПСК): (по видам деятельности):

— способность и готовность к оценке кожного статуса при дерматологической патологии у пациентов разного возраста (ПСК-1);

способность и готовность к оценке кожного статуса у пациентов косметологического профиля разного возраста (ПСК-2);

способность и готовность выполнять необходимые и возможные у конкретного пациента лечебные (коррекционные) процедуры по устранению или минимизации выявленных дефектов кожи (ПСК-3);

способность и готовность проводить профилактические мероприятия у пациентов дерматокосметологического профиля разного возраста, а также давать соответствующие рекомендации (ПСК-4);

выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПСК-5).

В реабилитационной деятельности:

способность и готовность применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) (ПСК-6);

способность и готовность давать рекомендации по ведению здорового образа жизни, выбору оптимального режима двигательной активности, диете, лечебной физкультуре, массажу, физиотерапии (ПСК-7).

В психолого-педагогической деятельности:

способность и готовность знать психологические и этические проблемы взаимоотношения врача и пациента, ребенка, родителей, семьи (ПСК-8);

способность и готовность знать и использовать основы медицинской психологии, основы семейной психологии, психогигиены, психопрофилактики, психотерапии (ПСК-9);

способность и готовность принимать участие в проведение конференций, оказывать помощь в профессиональной деятельности коллегам и младшему медицинскому персоналу

(ПСК-10).

В организационно-управленческой деятельности:

способность и готовность использовать нормативную документацию, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ПСК-11);

способность и готовность осуществлять планирование своей работы и работу подчиненного среднего медицинского персонала, сотрудничество с другими специалистами и службами (социальная служба, страховая компания, ассоциация врачей), вести необходимую документацию, составлять отчет о работе за год и проводить его анализ (ПСК-12);

способность и готовность проводить организационные мероприятия по оптимизации работы (ПСК-13).

Перечень знаний, умений и навыков

По окончании обучения врач-косметолог должен знать:

Конституцию Российской Федерации;

основы законодательства  Российской  Федерации  об  охране  здоровья  граждан  и нормативно-правовые акты Российской Федерации, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, основы медицинского страхования;

трудовое законодательство, правила по охране труда и пожарной безопасности;

законодательство Российской  Федерации  по  вопросам  организации  медицинской

помощи по профилю «косметология»;

принципы организации лечебно-диагностического процесса в медицинской организации;

методологические и правовые основы организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации;

особенности оказания и организации терапевтической помощи в чрезвычайных ситуациях и при катастрофах, террористических актах и локальных вооруженных конфликтах;

организацию лечебно-эвакуационных мероприятий, типичные диагностические и лечебные мероприятия первичной врачебной медико-санитарной помощи;

— основы организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах особо опасных инфекций, в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера мирного и военного времени;

принципы социальной гигиены, биосоциальные аспекты здоровья и болезни;

основы медицинской этики и деонтологии;

общественно значимые моральные нормы и основы нравственного поведения;

педагогические технологии, методы организации самостоятельной работы;

правовые, организационные, экономические аспекты применения современных информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении;

формы и методы санитарно-просветительной работы;

требования к организации работы врача-косметолога в условиях лечебно-профилактических учреждений, оснащению кабинета, санитарные нормы и правила;

профессиональные обязанности врача-косметолога, нормативные документы по специальности;

принципы оказания неотложной медицинской помощи;

анатомо-физиологические особенности кожи пациентов, в том числе, с учётом возрастных, половых и расовых отличий;

основы рационального питания и витаминизации;

вопросы космецевтики;

фармакологическое воздействие на организм медицинских препаратов местного и общего воздействия;

принципы наружной терапии, показания, противопоказания, эффекты;

современные методы визуальной и аппаратной диагностики функционального состояния кожных покровов;

проблемы подростковой кожи и возможности их коррекции или минимизации косметологическими методами;

проблемы зрелой и увядающей кожи и возможности их коррекции или минимизации косметологическими методами;

профилактические мероприятия у пациентов разного возраста косметологического профиля;

возможные осложнения косметологических процедур и их коррекцию;

современные методы визуальной и аппаратной диагностики болезней кожи;

этиологию, патогенез и клинические проявления дерматозов в различные возрастные периоды;

методы лечения и профилактики кожных заболеваний;

вопросы реабилитации и диспансеризации при дерматологической и косметологической патологии.

уметь:

При первичном обращении пациента:

оценивать жалобы пациента, структурную целостность и функциональную активность покровных тканей;

выявлять конкретные дефекты и нарушения, требующие проведения косметологической коррекции;

интерпретировать изменения кожи с учётом возможных фоновых состояний и сопутствующей патологии;

выбирать оптимально подходящие методы устранения или минимизации косметологических дефектов, базируясь на знаниях современных процедур;

информировать пациента о процедурах для самостоятельного выполнения;

давать рекомендации по уходу за покровными тканями организма, в том числе проводить обучение необходимым гигиеническим навыкам;

заполнять медицинскую документацию в установленном порядке;

составлять план необходимого обследования и лечения;

назначать медицинские процедуры для выполнения средним медицинским персоналом;

выполнять медицинские процедуры, необходимые для коррекции выявленных нарушений и дефектов.

выполнять оценку кожного статуса и назначать, при необходимости, дополнительные исследования, давать рекомендации в соответствии с выявленными нарушениями.

При повторных обращениях пациента:

— оценивать динамику состояния покровных тканей в процессе проводимых медицинских манипуляций и косметологической коррекции;

оценивать клиническую эффективность проводимых медицинских вмешательств и выполнение пациентом врачебных рекомендаций и назначений, при наличии медицинских показаний вносить коррективы в проводимое лечение;

выполнять медицинские процедуры и манипуляции для коррекции выявленных нарушений и дефектов;

контролировать проведение назначенных медицинских процедур средним медицинским персоналом;

делать записи о состоянии пациента и динамике клинической картины в медицинской документации;

оформить и анализировать необходимую документацию по учету работы и отчетности.

Соблюдать онкологическую настороженность, удалять доброкачественные новообразования кожи и (или) ее придатков с последующим проведением патоморфологического исследования;

направлять пациентов в профильные медицинские организации по оказанию помощи онкологическим больным при подозрении или выявлении злокачественных новообразований кожи и (или) ее придатков;

— при выявлении состояний, требующих оказания медицинской помощи с использованием методов пластической и челюстно-лицевой хирургии, направлять пациентов в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь соответствующего профиля.

в случае обнаружения клинических проявлений кожных болезней, инфекций, передающихся половым путем, инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза направлять пациентов в медицинские учреждения соответствующего профиля;

выполнять основные диагностические мероприятия и оказать необходимую помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях;

оказывать консультативную помощь врачам других специальностей;

соблюдать этику и деонтологию;

осуществлять методическое руководство и контроль за деятельностью подчиненного медицинского персонала;

соблюдать правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима;

регулярно повышать квалификацию;

применять информационные технологии для решения задач в своей профессиональной деятельности;

анализировать профессионально-педагогические ситуации;

ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах по вопросам организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, применять их в конкретных практических ситуациях;

организовывать оказание первичной врачебной медико-санитарной помощи пострадавшим в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях;

осваивать и внедрять в практику новые современные методики;

проводить диспансеризацию.

владеть навыками:

расспроса больного, сбора анамнестических сведений, наблюдения за пациентом;

анализа получаемой информации;

постановки диагноза и назначение комплексного лечения;

проведения индивидуально подобранных уходовых процедур;

оказания процедур с использованием физиотерапевтических методик;

процедур химических пилингов;

методик мезотерапии, биоревитализации;

выполнения контурной пластики;

применения ботулотерапии;

процедур лазеротерапия;

оказания неотложной помощи при угрожающих жизни состояниях;

оформления официальных медицинских документов, ведения первичной медицинской документации;

составления различных отчетов, подготовки организационно-распорядительных документов;

работы с медицинскими информационными ресурсами и поиска профессиональной информации в сети Интернет;

работы с научно-педагогической литературой;

общения по формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.

ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ ЗАЧЕТУ

А. Итоговая аттестация по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации врачей продолжительностью 36 академических часов по специальности «Косметология» проводится в форме тестирования и должна выявлять подготовку врача-косметолога в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.

Б.   Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения учебных модулей в объеме, предусмотренном учебным планом дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей продолжительностью 36 академических часа по специальности «Косметология».

В.   Лица, освоившие дополнительную профессиональную программу повышения квалификации врачей продолжительностью 36 академических часа по специальности «Косметология» и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ установленного образца – Удостоверение о повышении квалификации.

IV. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ
РАЗДЕЛ 1. ДЕРМАТОЗЫ В ПРАКТИКЕ КОСМЕТОЛОГА
Код Наименования тем, элементов и подэлементов
1.1 Пиодермии. Вирусные дерматозы
1.2 Демодекоз. Периоральный дерматит. Розацеа
РАЗДЕЛ 2. ДИСХРОМИИ В КОСМЕТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Код Наименования тем, элементов и подэлементов
2.1 Нарушение меланогенеза. Фотозащита
2.2 Ведение пациентов с вторичными гипер- и гипопигментациями
РАЗДЕЛ 3.  РУБЦЫ КОЖИ В ПРАКТИКЕ КОСМЕТОЛОГА
Код Наименования тем, элементов и подэлементов
3.1 Ведение пациентов с гипотрофическими рубцами
3.2 Ведение пациентов с гипертрофическими рубцами
3.3 Тактика при келоидных рубцах. Профилактика образования рубцов
РАЗДЕЛ 4. ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ТРИХОЛОГИИ
Код Наименования тем, элементов и подэлементов
4.1 Проблемы волос и кожи волосистой части головы и их решения
РАЗДЕЛ 5. ХИМИЧЕСКИЕ ПИЛИНГИ В ПРАКТИКЕ КОСМЕТОЛОГА
Код Наименования тем, элементов и подэлементов
5.1 Поверхностные и срединные химические пилинги в косметологической
Практике
РАЗДЕЛ 6. НАРУЖНАЯ ТЕРАПИЯ В ДЕРМАТОКОСМЕТОЛОГИИ
Код Наименования тем, элементов и подэлементов
6.1 Принципы наружной терапии

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Цель: систематизация и углубление профессиональных знаний, умений, навыков, освоение новых знаний, методик, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по вопросам: профилактики, лечения и реабилитации.

Категория обучающихся: врачи-косметологи.

Трудоемкость обучения: 36 академических часов

Форма обучения: заочная

Режим занятий: 6 академических часов в день

Наименование разделов дисциплин и тем Всего часов Форма контроля
Лекции СРС Ит Ат
1 Дерматозы в практике косметолога 6 3 3 Текущий контроль
(тесты)
1.1 Пиодермии. Вирусные дерматозы 3
1.2 Демодекоз. Периоральный дерматит. 3
Розацеа
2 Дисхромии в косметологической 6 2 4 Текущий контроль
Практике (тесты)
2.1 Нарушение меланогенеза. Фотозащита 2 2
2.2 Ведение пациентов с вторичными гипо- и
Гиперпигментациями 2
3 Рубцы кожи в практике косметолога 6 3 3 Текущий
контроль
(тесты)
3.1 Ведение пациентов с гипотрофическими 1 1
рубцами
3.2 Ведение пациентов с гипертрофическими 1 1
рубцами
3.3 Тактика при келоидных рубцах. 1 1
Профилактика образования рубцов
4 Вопросы современной трихологии 6 2 4 Текущий
контроль
(тесты)
4.1 Проблемы волос и кожи волосистой части 2 4
головы и их решения
5 Химические пилинги в практике 6 6 Текущий контроль
косметолога (тесты)
5.1 Поверхностные и срединные химические 6
пилинги в косметологической практике
6 Наружная терапия в 4 2 2 Текущий
дерматокосметологии контроль
(тесты)
6.1 Принципы наружной терапии 2 2
Итоговая аттестация 2 2 Зачет
Всего 36 12 22 2

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература:

Бауманн Л. Косметическая дерматология. Принципы и практика. – М.: МЕДпресс-информ.

– 2016. – 696 с.

Бегаева М и соавт. Атлас. Базальная мембрана кожи человека в разные возрастные периоды.

– М.:Триумф. – 2015. – 96 с.

Ботокс. / Под ред. Каррадерз Д., Каррадерз А. – М.:Рид Элсивер. – 2010. – 206 с.

 

Бутов Ю.С. и соавт. Практическая косметология. – М.:Медицинское информационное агенство. – 2013. – 400 с.

 

Вольф К. и соавт. Дерматология Фицпатрика в клинической практике. В 3 томах. Том 1. – М.:Издательство Панфилова. – 2015. – 1168 с.

 

Вольф К. и соавт. Дерматология Фицпатрика в клинической практике. В 3 томах. Том 2. – М.:Издательство Панфилова. – 2015. – 1842 с.

 

Вольф К. и соавт. Дерматология Фицпатрика в клинической практике. В 3 томах. Том 3. – М.:Издательство Панфилова. – 2015. – 2622 с.

 

Гейниц А.В.  ,  Москвин  С.В.  Лазерная  терапия  в  косметологии  и  дерматологии.  –

М.:Триада. – 2010. – 400 с.

Детская дерматовенерология. / Под ред. И.А. Горланова. – Учебник. – М.:Академия. – 2012.

– 352 с.

Дрибноход Ю.Ю. Основы врачебной косметологии. – Спб.:Феникс. – 2013. – 368 с.

Заттлер Г. Эстетическая коррекция верхней трети лица. – М.:МЕДпресс-информ. – 2015. –

с.

 

Заттлер Г., Зоммер Б. Филлеры в эстетической медицине. Атлас. – М.:Практическая медицина. – 2015. – 188 с.

 

Инъекционные методы в косметологии. / Под ред. Б. Ашера и соавт. –М.:МЕДпресс-информ. – 2016. – 584 с.

 

Карпова Е.И., Картелишев А.В. Контурная инъекционная пластика мягких тканей лица. Система оптимизации. – М.:Бином. – 2016. – 216 с.

 

Кожные и венерические болезни. Руководство для врачей. / Под ред. Ю.К.Скпипкина, В.Н. Мордовцева. В 2 томах. Том 1. – М.:Медицина. – 1999. – 880 с.

 

Кожные и венерические болезни. Руководство для врачей. / Под ред. Ю.К.Скпипкина, В.Н. Мордовцева. В 2 томах. Том 2. – М.:Медицина. – 1999. – 890 с.

 

Контис Т.К., Лакомб В. Техника косметических инъекций. Руководство по введению нейротоксинов и наполнителей. – М.:МЕДпресс-информ. – 2016. – 194 с.

 

Контурная и объёмная пластика. / Под ред. Каррадерз Д. и Каррадерз А. –М.:Рид Элсивер. – 2010. – 206 с.

 

Космецевтика. / Под ред. З.Д. Дрелос. – М.:Рид Элсивер. – 2011. – 248 с.

Коррекция рубцов. / Под ред. К.А. Арндта. – М.:Рид Элсивер. – 2009. – 116 с.

Коэн Б.А. Педиатрическая дерматология. – М.:МЕДпресс-информ. – 2015. – 425 с.

Кошевенко Ю. Справочник по дерматокосметологии. – М.: Академия косметологии. –

– 296 с.

Кравченко А. Красота руками хирурга. – М.:Кристина-новый век. – 2005. – 224 с.

 

Лазеро- и светолечение. Том 1. Сосудистые нарушения. Гиперпигментация. Рубцы. Кожные болезни. Эпиляция. / Под ред. Д.Дж.Голдберга. – М.:Рид Элсивер. – 2010. – 188 с.

 

Лазеро- и светолечение. Том 2. Омоложение кожи. Лазерная шлифовка. Лазерная терапия у пациентов с тёмной кожей. Лечение целлюлита. / Под ред. Д.Дж.Голдберга. – М.:Рид Элсивер. – 2010. – 152 с.

 

Лечение осложнений косметических процедур. Решение типичных и редких проблем. / Под ред. Тости А. и соавт. – М.:МЕДпресс-информ. – 2014. – 144 с.

 

Марголина А.А. и соавт. Клеточная терапия в косметологии. – М.:Косметика и медицина. –

– 176 с.

Миринова Л. Медицинская косметология. – М.: Крон-Пресс. – 2000. – 256 с.

 

Москвин С.В. и соавт. Лазерофорез гиалуроновой кислоты и лазерные косметологические программы (технология Лазмик). – М.:Триада. – 2010. – 400 с.

 

Ноул Б. Мезотерапия в эстетической медицине. Действующие вещества. Дозировки. Методики инъекций. Атлас. – М.:Практическая медицина. – 2014. –140 с.

 

Озерская О.С. Косметология. – СПб.: Искусство России.  – 2006. – 528 с.

Озерская О.С. Мезотерапия в косметологии и её технологические основы. – СПб.:

Искусство России.  – 2009. – 358 с.

 

Озерская О.С. Рубцы кожи и их дерматокосметологическая коррекция. Практическое руководство. – СПб.: Искусство России. – 2007. – 224 с.

 

Папий Н.А., Папий Т.Н. Медицинская косметология. Руководство для врачей. – М.: Медицинское информационное агенство. – 2013. – 612 с.

 

Пешкова Г. Пластические операции при косметических дефектах. Государственное издательство медицинской литературы. – 1971. – 348 с.

 

Пономаренко Г.Н., Карпова Т.Н. Физические методы лечения рубцов. Спб.: Нева-Трейд. –

2009.- 112 с.

 

Пономаренко Г.Н., Спокойный Л.Б. , Ключарева С.В. Высокоинтенсивные лазерные технологии в дерматокосметологии. – СПб.: Искусство России. – 2012. – 208 с.

 

Рубин М.Г. и соавт. Иллюстрированное руководство по химическим пилингам. Основы. Показания. Применение. – М.:Практическая Медицина. – 2016. – 296 с.

 

Руководство по ботулинотерапии. / Под ред. Каррадерз А., Каррадерз Д. – М.:Практическая Медицина. – 2015. – 232 с.

 

Рыжко П.П. и соавт. Немедикаментозная реабилитация больных с заболеваниями кожи и волос. – 2005. – 160 с.

 

41.Сафонов И. Лечение и коррекция рубцов. Атлас. –М.:МЕДпресс-информ. – 2015. – 216 с.

 

Сейласке С.Д. и соавт. Дерматохирургия. Know-How для косметологов и дерматологов. – М.:Практическая медицина. – 2009. – 184 с.

 

Современные методы подтяжки лица. / Под ред. Р.Л.Моя, Э.Ф.Финчера. – М.:Рид Элсивер.

– 2009. – 200 с.

Сорокина В.К. Косметология. Пособие для врачей. – СПб.: Фолиант. – 2014.- 408 с.

Химический пилинг. / Под ред. М.Дж.Рубина. – М.:РидЭлсивер. – 2009. – 200 с.

Фотодинамическая терапия. / Под ред. М.П.Голдмана. – М.:РидЭлсивер. – 2010. – 196 с.

 

Чирков А.И., Киликеев А.А. Лекарственные растения в дерматологии и косметике. – М.: Медицина. – 1995. – 128 с.

 

Эстетическая коррекция лица. / Под ред. Шиффман М. и соавт. Практическое руководство.

– М.:Практическая медицина. – 2016. – 192 с.

Derek J. Injectable Fillers: Principles and Practice. – Wiley-Blackwell. – 2011. – 192 с.

 

 

Базы данных, информационно справочные системы:

 

Российское образование http//www.edu.ru (сайт представляет собой систему интернет-порталов сферы образования, включая федеральные образовательные порталы по уровням образования и предметным областям, специализированные порталы. Законодательство. Глоссарий).

 

Медицина http//www.medicina.ru (сайт представляет собой систему интернет-порталов сферы медицины, включая федеральные порталы по разделам медицины, специализированные порталы. Законодательство. Глоссарий).

 

VII. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

 

Примеры тестовых заданий:

 

Ринофима может быть диагностирована при: а) демодекозе б) розацеа в) акне

г) периоральном дерматите

 

Какие рубцы могут характеризоваться субъективными болезненными ощущениями и склонностью к периферическому росту?

 

а) гипотрофические б) нормотрофические в) гипертрофические г) келоидные