Меню

Глаукома

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного профессионального образования «Глаукома» специ-алистов с высшим профессиональным образованием по специальности «Офтальмология» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и орга-низационно-методические формы обучения в дополнительном профессиональном образо-вании врачей при повышении квалификации.

Актуальность программы дополнительного профессионального образования «Глаукома» (повышение квалификации) :для выполнения своих функциональныхобязанностей при оказании специализированной помощи врачу-офтальмологу необходи-мо владеть современными способами диагностики и лечения глаукомы, с использованием современных методик.

Настоящая дополнительная профессиональная программа предназначена для по-вышения квалификации врачей офтальмологов амбулаторно-поликлинического и стацио-нарного звена здравоохранения.

Цель дополнительного профессионального образования по программе«Глау-кома» (повышение квалификации) –углубление знаний,умений и владений квалифици-рованного врача-специалиста, обладающего системой общекультурных и профессиональ-ных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной дея-тельности в условиях: первичной медико-санитарной помощи; в том числе специализиро-ванной, медицинской помощи;

Задачи дополнительного профессионального образования по программе«Глаукома» (ПК):

Углубить знания об этиопатогенезе, современной классификации, клиниче-ских проявлениях глаукомы.

Способствовать совершенствованию знаний и практических навыков по со-временным способам диагностики глаукомы

Способствовать совершенствованию знаний и практических навыков по со-временным медикаментозным, лазерным и хирургическим методам лечения глаукомы.

Программа дополнительного профессионального образования «Глаукома» (повышение квалификации) включает в себя содержание рабочей программы дисциплины (модуля), учебный план, учебно-тематический план, перечень заданий для самостоятельной внеа-удиторной работы, контрольно-измерительные материалы для промежуточных зачетов и итоговой аттестации.

Общее рабочее время работы обучающегося составляет 36 часов за весь цикл обучения.

процессе обучения слушатель обязан совершенствовать свои знания путем изучения научных статей, руководств, мо-нографий, нормативной и специальной литературы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ПРОГРАММУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Глаукома»

(ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ)

процессе освоения программы дополнительного профессионального образования «Глаукома» углубляются и совершенствуются следующие компетенции:

1.Общекультурные:

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процес-сы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности врача-офтальмолога по вопросам заболеваний органа зрения и смеж-ным вопросам;

способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, публич-ной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессио-нального содержания по терапии, осуществлению воспитательной и педагогиче-ской деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

способность и готовность использовать методы управления, организовывать рабо-ту исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции по вопросам заболеваний органа зрения;

способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, зако-ны и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

2.Профессиональные:

диагностической деятельности:

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области терапии по вопросам глаукомы;

способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования от-дельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинического обследования и оценки функционального состоя-ния глаза пациентов для своевременной диагностики, коррекции и лечения патоло-гических состояний;

способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, ос-новные методики клинико-иммунологического исследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики офтальмологических заболеваний и патологических процессов

в лечебной деятельности:

способностью и готовностью назначать офтальмологическим больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии;

реабилитационной деятельности:

способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных па-тологических состояниях и повреждениях организма, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии офтальмологическим больным;

профилактической деятельности:

способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбо-ра и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья с учетом наличия офтальмологической патологии (взрослого и детского населения на уровне различных подразделений медицинских организаций) в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;

способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии офтальмологической патологии, проводить их кор-рекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению их раз-вития и прогрессирования, проводить санитарно-просветительскую работу по гигие-ническим вопросам;

организационно-управленческой деятельности:

способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, меж-дународные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также доку-ментацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций по профилю патологии рефракции и аккомодации;

способностью и готовностью использовать знания организационной структуры по офтальмологическому профилю и смежной патологии, управленческой и экономиче-ской деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию меди-цинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений по офтальмологическому профилю, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании ме-дицинских услуг пациентам соответствующего профиля.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И ВЛАДЕНИЙ

ВРАЧА-СПЕЦИАЛИСТА, УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО ПРОГРАММУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Глаукома»

(ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ)

По завершению цикла повышения квалификации врач-специалист должен:

Знать

классификацию глаукомы

этиологию, патогенез, клинику первичной открытоугольной глаукомы -этиологию, патогенез и клинику врожденной и ювенильной глаукомы

клинические особенности пигментной и псевдоэксфолиативной глаукомы

этиологию, патогенез и клинику первичной закрытоугольной глаукомы

этиопатогенез и клинические формы вторичной глаукомы

принципы проведения гониоскопического исследования угла передней камеры глаза

основные принципы диагностики патологии диска зрительного нерва при помощи ОСТ-исследования

принципы проведения и интрепретации результатов автоматизированной пери-метрии

основные принципы медикаментозного лечения глаукомы

типы гипотензивных препаратов, применяющихся в лечении глаукомы

хирургические методы лечения глаукомы

режим послеоперационного больного, осложнения хирургии глаукомы

Уметь:

выявить по данным клинического исследования тип и стадию глаукомы

определить форму вторичной глаукомы

провести дифференциальную диагностику форм глаукомы

определить состояние угла передней камеры глаза и определить состояние гидродина-мики

оценить состояние диска зрительного нерва и слоя нервных волокон сетчатки при помо-щи современных методов исследования

подобрать препарат для медикаментозного лечения глаукомы

определить показания к хирургическому лечению глаукомы

выбрать патогенетически ориентированный метод хирургического лечения глаукомы

проводить диспансерное наблюдение за глаукомными пациентами

Владеть:

навыками определения диагностического и лечебного алгоритма при различных формах и стадиях глаукомы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ЦИКЛА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Глаукома»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОФТАЛЬМОЛОГИЯ»

(ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ)

Цель: совершенствование знаний и компетенций,необходимых дляпрофессиональной деятельности врача-офтальмолога по теме «Глаукома».

Категория       обучающихся:       врачи-офтальмологи        стационаров       и        амбулаторно-

поликлинического звена

Срок обучения: 36 академических часа(1неделя, 0,25месяца)

Трудоемкость: 1ЗЕТ(в зачетных единицах)

Режим занятий: 6академических часов в день

Форма обучения: дистанционная

 

Индекс Наименование раздела, дисци- Всего В том числе   Форма  
  плины, темы     часов       контро-  
                ля  
          Лекции СРС    
                 
                   
                   
1. Этиопатогенез, клиника, клас- 6 4   2 Тест-  
  сификация глаукомы.     контроль  
             
2. Диагностика глаукомы           промежу-  
                точный-  
        12 6   6 контроль  
                   
                   
3 Лечение глаукомы           Проме-  
                жуточ-  
        15 6   9 ный кон-  
          троль  
                 
                   
                   
  Итоговая аттестация           выходной  
        3     3 тест-  
                контроль  
  Всего     36 16   20    

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЦИКЛА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Глаукома»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОФТАЛЬМОЛОГИЯ»

(ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ)

Цель: Цель: совершенствования знаний и получение новой компетенции,необходимой для

профессиональной деятельности врача-офтальмолога по теме «Глаукома»

Категория       обучающихся:       врачи-офтальмологи        стационаров       и        амбулаторно-

поликлинического звена

Срок обучения: 36 академических часа(1неделя, 0,25месяца)

Трудоемкость: 1ЗЕТ(в зачетных единицах)

Режим занятий: 6академических часов в день

Форма обучения: дистанционная

 

              Форма  
          В том числе контро-  
Индекс Наименование раздела, дисци-   Всего     ля  
плины, темы   часов Лекции/      
         
          СРС    
          семинары      
               
1. Этиопатогенез, клиника, классифи-         Рубежное  
  кация глаукомы.     6 4 2 тестиро-  
            вание  
               
1.1. Этиопатогенез, клиника,  класси-   2 2      
  фикация глаукомы.        
             
1.2. Характеристика клинических            
  форм  открытоугольной  глауко-   2 2 2    
  мы. Клиника детской глаукомы.            
2. Диагностика глаукомы.         промежу-  
              точный-  
        12 6 6 контроль  
                 
                 
2.1 Современные методы диагности-   6 6    
  ки глаукомы        
               
2.2 Методика проведения, интерпре-            
  тация результатов автоматизиро-            
  ванной  периметрии,  оценки  со-   2 2    
  стояния ДЗН и сетчатки при по-            
  мощи ОСТ и HRT, гониоскопии.            
2.3. Стажировка  на  рабочем  месте:            
  Особенности  осмотра  послеопе-   4 4    
  рационных  пациентов,  диагно-      
             
  стика осложнений.            
3 Лечение глаукомы.         промежу-  
        15 6 9 точный-  
        контроль  
               
                 
3.1 Медикаментозное  лечение глау- 2 2        
  комы          
                 
3.2 Методы хирургического лечения 8 4   4      
  глаукомы. Виды операций.          
                 
3.3. Методика подбора гипотензивно- 3     3      
  го препарата            
                 
3.4. Диспансеризация больных с гла- 2     2      
  укомой.            
                 
4 Итоговая аттестация   3 3   Зачет 3  
              часа    
  ИТОГО:   36 16 20        

 

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Задания в тестовой форме по теме: Глаукома.

 

 

01. Анатомические образования,   1. трабекула, коллекторные каналы склеры,  
входящие в дренажную систему гла-     вортикозные вены  
за:   2. трабекула, Шлеммов канал, коллекторные  
      каналы склеры  
    3. коллекторные каналы склеры, вортикозные  
      вены, Шлеммов канал  
       
02. Вес тонометра,используемого 1. 5,0 г  
для измерения ВГД по Маклакову 2. 7,5 г  
  3. 10,0 г  
  4. 15,0 г  
03. В развитой стадии глаукомы по- 1. нормальное  
ле:зрения : 2. не определяется  
  3. сужено от 15 до 50 градусов от точки фиксации  
  4. менее 15 градусов от точки фиксации  
       
04. При остром приступе глаукомы 1. Широкий, реагирует на свет  
зрачок 2. Узкий и реагирует на свет  
  3. Широкий и не реагирует на свет  
  4. Узкий и не реагирует на свет  
       
05. Пилокарпин снижает офтальмо- 1. Сужения зрачка и оттягивания радужки от  
тонус вследствие:   фильтрационной зоны  
  2. Смещения радужки к фильтрационной зоне,  
    расширения артериол  
  3. Сужения артериол, снижения оттока ВГЖ в  
    склеральный синус  
  4. Нет правильного варианта ответа  
06. Нижние границы показателя лег- 1. 0,17  
кости оттока (С) составляют: 2. 0,15  
  3. 0,20  
  4. 0,13  
07. Толерантность зрительного не- 1. Степенью развития опорной ткани в ДЗН  
рва к повышенному ВГД определя- 2. Интенсивностью кровоснабжения тканей дис-  
ется:   ка    
       
  3. Размерами диска  
  4. Всем перечисленным  
08. Назовите разновидности первич- 1. Глаукома с плоской радужкой\  
ной закрытоугольной глаукомы: 2. Злокачественная  
  3. Ползучая  
  4. С относительным зрачковым блоком  
  5. Все перечисленное  
09. Верно ли утверждение: основная 1. Верно  
цель лечения пациента с глаукомой- 2. неверно  
это снижение внутриглазного давле-        
ния?        
10. Когда можно считать, что ост- 1. Угол передней камеры(УПК)частично от-  
рый приступ закрытоугольной глау-     крыт, ВГД ниже нормы  
комы купирован? 2. УПК открыт,ВГД не отличается от ВГД вто-  
      рого глаза на момент поступления  
  3. УПК открыт,ВГД чуть выше ВГД второго  
      глаза  
11. К препаратам, не уменьшающим 1. тимолола малеат  
продукцию внутриглазной жидкости 2. Эмоксипин  
относятся: 3. ацетозоламид  
  4. бетаксолол  
  5. клонидин  
       
12. Гониоскопические исследования 1. понижение прозрачности трабекул  
при первичной закрытоугольной 2. наличие пигментации в углу передней камеры  
глаукоме покажут: 3. новообразованные сосуды  
  4. закрытие УПК корнем радужки  
  5. все перечисленное  
       
13. Верхняя граница нормы истинно- 1. 19  
го ВГД? 2.21    
  3.25    
  4.17    
  5.28    
14. Препарат «первого выбора» в ме- 1. неселективные бета-блокаторы  
дикаментозном лечении глаукомы: 2. ингибиторы карбоангидразы  
  3. простагландины  
  4. Миотики  
  5. селективные бета-блокаторы  
  6. 3,5  
  7. 1,3  
       
15. Причинами посттравматической 1. гемофтальм  
глаукомы может быть: 2. подвывих хрусталика  
  3. ожоги глаха  
  4. рецессия угла передней камеры  
  5. все перечисленное верно  

 

ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ «Глаукома»

1 — 2 2–3 3 –3 4 –3 5 — 1
         
6 –4 7 — 2 8 -5 9 –2 10 –2
         
11-3 12-4 13-2 14-7 15-5
         

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

 

№№ Название Кол-во экзем-
    пляров
    биб- кафедра
    лио-  
    тека  
1. Офтальмология : 2006 : учеб. пособие для системы послевуз. 3
  проф. образования врачей / гл. ред. : Л. К. Мошетова, А. П.    
  Нестеров, Е. А. Егоров. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 238 с.    
       
2. Егоров, Е. А. Клинические лекции по офтальмологии : учеб. по- 7
  собие для системы послевуз. проф. образования врачей (УМО) /    
  Е. А. Егоров, С. Н. Басинский. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2007. —    
  288 с.    
3. Курышева Н.И. Глаукомная оптическая нейропатия / Н.И. Куры- 1
  шева. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 136 с.: ил.    
4. Национальное руководство по глаукоме (путеводитель) для поли-   1
  клинических врачей / под ред. Е.А. Егорова, Ю.С. Астахова, А.Г.    
       

 

    Щуко. – М., 2008. – 136 с., ил.      
    Электронные издания.      
5. Глаукома. Национальное руководство / под ред. Е.А. Егорова. — 1    
    М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 824 с.      
6. Национальное руководство по глаукоме: для практикующих вра- 1  
    чей / Под ред. проф. Е.А. Егорова, проф. Ю.С. Астахова, проф.      
    А.Г. Щуко. — Изд. 2е, испр. и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. —      
    280 с. : ил.      
    Дополнительная литература      
         
  Название Кол-во экзем-  
    пляров  
      Биб- Ка-  
      лио- федра  
      тека    
1 Микроинвазивная хирургия переднего отрезка глаза: руководство. 1    
    Шантурова  М.А.,  Сташкевич  С.В.,  Щуко  А.Г.,  Малышев  В.В.      
    2010. — 128 с. (Серия «Библиотека врача-специалиста»)      
2 Офтальмология : 2006 : учеб. пособие для системы послевуз. 7    
    проф. образования врачей / гл. ред. : Л. К. Мошетова, А. П. Несте-      
    ров, Е. А. Егоров. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 238 с.      
3 Острые заболевания органа зрения у взрослых и детей и неотлож- 100    
    ная помощь при них : учеб. пособие / [сост. : В. В. Жаров, А. П.      
    Перевозчикова, П. А. Перевозчиков] ; ГОУ ВПО ИГМА, каф. оф-      
    тальмологии. — Ижевск : ИГМА, 2010. — 74 с.      
4 Atlas of glaucoma. Second Edition, 2008   1