Меню

Диагностика, клиника и лечение гломерулярных заболеваний почек

1.Пояснительная записка.

Цель и задачи дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации врачей «Диагностика, клиника и лечение гломерулярных заболеваний почек» по специальности «Нефрология», «Терапия» и «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (срок обучения 36 академических часов):

Цель −  совершенствование профессиональных знаний и компетенций,  необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

Задачи:

Формирование знаний по организации здравоохранения и правовым вопросам в условиях реформирования здравоохранения.

Совершенствование знаний по интерпретации современных методов обследования при заболеваниях почек в амбулаторно-поликлинической сети и стационарах.

Совершенствование профессиональных компетенций в доклинической диагностике и ранней профилактике наиболее распространенных заболеваний почек.

Совершенствование профессиональных компетенций в организации и оказании помощи пациентам на амбулаторном этапе, в условиях стационара и центрах диализа.

Развитие знаний  по клинической фармакологии, фармакокинетике и фармакодинамике лекарственных препаратов, вопросам рационального использования лекарственных средств.

Формирование профессиональных компетенций в диагностической деятельности в области применения современных методов диагностики.

Формирование компетенций в лечебной деятельности по применению современных эффективных методов терапии.

Формирование профессиональных компетенций по прогнозированию эффективности терапии и рисков развития осложнений.

Формирование профессиональной компетенции и практических навыков при оказании неотложной помощи в поликлинических условиях, условиях стационара и диализных центров.

Категория обучающихся: врачи-нефрологи, врачи-терапевты, врачи общей семейной практики.

Актуальность программы и сфера применения слушателями полученных компетенций (профессиональных компетенций): согласно ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» существенная роль в трудовой деятельности врача отводится профилактической работе, формированию здорового образа жизни у населения раннему выявлению болезней почек. Реформирование и модернизация здравоохранения Российской Федерации, требующие внедрения новых высокотехнологичных методов диагностики и лечения, развитие  профессиональной компетенции и квалификации врача определяют необходимость специальной подготовки, обеспечивающей  правильную интерпретацию современных и новых методов диагностики и лечения с использованием современных достижений медико-биологических наук, данных доказательной медицины.

Форма обучения, режим и продолжительность занятий:

График обучения

 

Форма обучения

Ауд. часов

 

Дней

в неделю

Общая продолжительность программы, месяцев (дней, недель)
заочная с применением дистанционных образовательных технологий 36 6 6

 

Документ, выдаваемый после завершения обучения: удостоверение о повышении квалификации.

2.Организационно-педагогические условия реализации программы.

Законодательные и нормативно-правовые документы в соответствии с профилем специальности:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 января 2012 г. N 17н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология».

Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2015 N 39438).

Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016)

Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016)

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 ноября 2013 года N 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций»

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 25 закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

Приказ МЗ РФ № 328 от 9 июня 2015 г. «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 837»

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 N 179 (ред. от 30.01.2012) «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.11.2004 N 6136).

Учебно-методическая литература и материалы для дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации врачей «Диагностика, клиника и лечение гломерулярных заболеваний почек»:

а) основная литература:

Нефрология. Национальное руководство. Краткое издание. Под ред. Н.А. Мухина – М.: ГЭОТАР-Медиа – 2014. – 608 стр.

Лот К.//Основы физиологии почек. 4-е издание (пер. с англ.).– М. Научный мир, 2005. – 291 стр.

Шейман Д.А. Патофизиология почек (3-е изд.). (пер. с англ).– М. «Бином» – 2007. – 208 стр.

Даугирдас Д.Т., ред. Руководство по диализу. (перевод с англ. под ред. А.Ю. Денисова и В.Ю. Шило, 3-е издание). Тверь «Издательство «Триада»» – 2003. – 744 стр.

Вандер А. Физиология почек.- 5-е издание. — СПб: Питер, 2000. — 256 с.

Национальные рекомендации. Хроническая болезнь почек: основные принципы скрининга, диагностики, профилактики и подходы к лечению. Под редакцией А.В. Смирнова – СПб.: «Издательство «Левша. Санкт-Петербург» – 2012. – 52 с.

Е.М. Шилов, ред. Национальные клинические рекомендации по лечению гломерулонефритов. – М.: “Белый ветер”.- 2015.- 248 с.

б) дополнительная литература:

В.М. Ермоленко, Г.В. Волгина, В.А. Добронравов и др. Национальные рекомендации по минеральным и костным нарушениям при хронической болезни почек. Нефрология и диализ ∙ Т. 13, № 1.- 2011.- С. 33-51.

Мухин Н.А., ред. Нефрология: неотложные состояния. М.: Эксмо, 2009.- 390 с.

Данович Г.М. Трансплантация почки (перевод с англ.). М. «ГЭОТАР-Медиа» – 2013. – 848 стр.

А.В. Смирнов, В.А. Добронравов, А.Ш. Румянцев, И.Г. Каюков. Острое повреждение почек.– М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство» – 2015. 488 стр.: ил.

Смирнов А.В., Румянцев А.Ш., Добронравов В.А., Каюков И.Г. XXI ВЕК — ВРЕМЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ НЕФРОЛОГИИ. Нефрология. 2015. Т. 19., №2. С. — 22-26.

в) интернет-ресурсы:

Сайт Российского диализного общества — http://www.nephro.ru (свободный доступ).

Сайт журнала «Нефрология» — http://journal.nephrolog.ru (свободный доступ).

Сайт журнала «Клиническая нефрология» — http://www.nephrologyjournal.ru (свободный доступ).

Сайт Научного общества нефрологов России — http://nonr.ru (свободный доступ).

Сайт журнала «Нефрология и диализ» — http://nefro.ru/magazine (свободный доступ).

Сайт Международного Общества Нефрологов — http://www.theisn.org (свободный доступ).

Сайт Европейской Почечной Ассоциации и Европейской Ассоциации Диализа и Трансплантации — http://www.era-edta.org (свободный доступ).

Сайт NKF — http://www.kidney.org (свободный доступ).

Cайт KDIGO — http://www.kdigo.org (свободный доступ).

 

 

3.Планируемые результаты обучения.

 

Квалификационная характеристика по должности «Врач-нефролог», «Врач-терапевт». «Врач-семейной медицины». Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2015 N 39438).

Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного освоения ДПОП: сертификат специалиста по специальности «Нефрология» и/или «Терапия» и/или «Общая врачебная практика (семейная медицина)» без предъявления требований к стажу работы.

Врач-нефролог должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; основы законодательства об охране здоровья граждан;  общие вопросы организации терапевтической помощи в Российской Федерации; работу лечебно-профилактических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению; организацию работы поликлиники, преемственность в ее работе с другими учреждениями;  организацию дневного стационара и стационара на дому;  основные вопросы нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции; основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса, возможные типы их нарушений и принципы лечения; систему кроветворения и гемостаза, физиологию и патофизиологию свертывающей системы крови, показатели гомеостаза в норме и при патологии;  основы иммунологии и реактивности организма; клиническую симптоматику и патогенез основных нефрологических заболеваний у взрослых и детей, их профилактику, диагностику и лечение, клиническую симптоматику пограничных состояний в нефрологической клинике; основы фармакотерапии в клинике нефрологии, фармакокинетику и фармакодинамику основных групп лекарственных средств в зависимости от снижения функции почек, осложнения, вызванные применением лекарств, методы их коррекции; основы немедикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля. Принципы лечебного питания на различных стадиях хронической болезни почек. Показания к началу заместительной почечной терапии. Основания для выбора оптимального метода заместительной почечной терапии в зависимости от конкретной клинической ситуации. Методику и технологию различных способов заместительной почечной терапии, подходы к коррекции гемодинамических и метаболических расстройств у пациентов на заместительной почечной терапии, особенности назначения лекарственных препаратов у таких больных,  показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению; противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции на отделении гемодиализа; медико-социальную экспертизу при нефрологических заболеваниях;  диспансерное наблюдение за  больными с заболеваниями почек, проблемы профилактики;  формы и методы санитарно-просветительной работы; принципы организации медицинской службы гражданской обороны; вопросы связи заболевания с профессией.

Должностные обязанности врача. Выявляет и осуществляет мониторинг факторов риска развития острых и хронических заболеваний почек и смежной патологии в группах высокого риска. Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Осуществляет экспертизу временной нетрудоспособности больных, представление на врачебную комиссию, направление пациентов с признаками стойкой утраты трудоспособности для освидетельствования на медико-социальную экспертизу. Выявляет показания к началу заместительной почечной терапии. Выдает заключения о необходимости направления пациента по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение, оформляет санаторно-курортную карту. Осуществляет организационно-методическую и практическую работу по диспансеризации населения в отношении заболеваний почек. Оформляет и направляет в учреждения Роспотребнадзора экстренное извещение при выявлении инфекционного или профессионального заболевания. Организует и проводит мероприятия по просвещению (школы для больных с социально значимыми первичными и вторичными заболеваниями почек и лиц с высоким риском их возникновения). Проводит мониторинг и анализ основных медико-статистических показателей отделения нефрология, кабинета амбулаторной нефрологической помощи, отделения гемидиализа в установленном порядке. Ведет учетно-отчетную документацию установленного образца.

Характеристика профессиональных компетенций врача-нефролога, подлежащих совершенствованию в результате освоения дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации врачей «Диагностика, клиника и лечения гломерулярных заболеваний почек»:

У обучающегося совершенствуются следующие универсальные компетенции (далее – УК)*:

готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);

готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);

готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3)

У обучающегося совершенствуются следующие профессиональные компетенции (далее – ПК)*:

готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);

готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-4);

готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);

готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании нефрологической медицинской помощи (ПК-6);

готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);

готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);

готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);

готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);

*У обучающегося совершенствуются УК и ПК согласно требованиям приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2010 г. N 18247).

4.Требования к итоговой аттестации.

Итоговая аттестация по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации врачей «Диагностика, клиника и лечения гломерулярных заболеваний почек» проводится в форме тестирования и должна выявлять подготовку врача в соответствии с квалификационными требованиями.

Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения учебных модулей в объеме, предусмотренном учебным планом дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации врачей «Диагностика, клиника и лечения гломерулярных заболеваний почек».

Лица, освоившие дополнительную профессиональную образовательную программу повышения квалификации врачей «Диагностика, клиника и лечение гломерулярных заболеваний почек» и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ установленного образца о дополнительном профессиональном образовании – удостоверение о повышении квалификации образца ВУЗа.

5.Рабочая программа дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации врачей «Диагностика, клиника и лечение гломерулярных заболеваний почек».

Объем программы: 36 аудиторных часов трудоемкости, в том числе 36 зачетных единиц.

Тип обучения: непрерывное образование.

Форма обучения: заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По окончанию изучения ДПОП обучающийся должен знать:

Общие принципы этиопатогенеза конкретных заболеваний почек

Клинические проявления первичных и вторичных нефропатий

Методы сбора анамнеза и получения объективных данных у пациента с конкретной патологией почек.

Показания и противопоказания к назначению параклинических (лабораторных, биохимических, инструментальных, функциональных, морфологических) методов обследования с учетом конкретной клинической ситуации.

Возможные осложнения и меры их профилактики при выполнении инструментальных, функциональных, морфологических обследований у конкретного пациента.

Принципы постановки и формулировки диагноза в соответствии с действующими классификациями на основе анализа результатов клинических и параклинических исследований

Алгоритмы выбора методов лечения отдельных вариантов нефропатий у конкретного пациента.

Возможные осложнения и меры их профилактики при проведении соответствующих алгоритмов лечения у конкретного пациента.

По окончанию изучения ДПОП обучающийся должен уметь:

Проводить сбор анамнеза и получать и оценивать объективные данные у пациента с конкретной патологией почек.

Определять показания и противопоказания к назначению параклинических (лабораторных, биохимических, инструментальных, функциональных, морфологических) методов обследования с учетом конкретной клинической ситуации.

Формулировать диагноз в соответствии с действующими классификациями на основе анализа результатов клинических и параклинических исследований

Проводить дифференциальную диагностику различных вариантов первичных и вторичных нефропатий.

Выявлять факторы риска развития осложнений при выполнении инструментальных, функциональных, морфологических исследований; предпринимать меры по профилактики таких осложнений.

Выбирать адекватные методы и схемы лечения отдельных вариантов нефропатий у конкретного пациента.

Выявлять потенциальные причины возможных осложнений при проведении конкретного алгоритма лечения в соответствующей клинической ситуации и предпринимать меры по профилактики таких осложнений

 

По окончанию изучения ДПОП обучающийся должен владеть:

Навыками:

получения и анализа анамнестических и объективных данных у пациента с конкретной патологией почек

определения показаний и противопоказаний к назначению параклинических (лабораторных, биохимических, инструментальных, функциональных, морфологических) методов обследования с учетом конкретной клинической ситуации.

формулировки диагноза в соответствии с действующими классификациями на основе анализа результатов клинических и параклинических исследований

проведения дифференциальной диагностики различных вариантов первичных и вторичных нефропатий.

выявления факторов риска развития осложнений при выполнении инструментальных, функциональных, морфологических исследований

назначения мер профилактики осложнений при выполнении инструментальных, функциональных, морфологических исследований

выбора адекватных методов и схем лечения отдельных вариантов нефропатий у конкретного пациента.

выявления потенциальные причины возможных осложнений при проведении конкретного алгоритма лечения в соответствующей клинической ситуации

назначения мер по профилактики осложнений при проведении соответствующих методов терапии у конкретного пациента

Содержание дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации врачей «Диагностика, клиника и лечение гломерулярных заболеваний почек».

Код Наименование тем, элементов и т. д.
1 Первичные гломерулонефриты.
1.1 Определение. Классификация: пролиферативные и непролиферативные морфологические формы. Этиопатогенез: точки приложения иммунных комплексов, антител на базальной мембране, вовлечение в процесс каскада системы комплемента, механизмы формирования полулуний, патология подоцитов. Патоморфология изменений в почках.
1.2 Клинические проявления: симптомы, синдромы (нефротический, острый нефритический,  хронический нефритический, быстропрогрессирующий нефритический, бессимптомная гематурия/протеинурия), артериальная гипертензия.
1.3 Диагностика. Лабораторные методы обследования: общий анализ мочи, протеинурия, альбуминурия, мочевой осадок, суточная протеинурия, отношение альбумин/креатинин или протеин/креатинин в разовой моче, клинический анализ крови, электролиты, креатинин, мочевина, иммунологические тесты, острофазовые пробы. функциональные пробы: клиренс креатинина, расчетные методы определения скорости клубочковой фильтрации, исследование концентрационной способности почек. инструментальные методы: сонография, допплерография, экскреторная  урография,  КТ, МРТ, радиоизотопные методы.  Особенности показаний к нефробиопсии. Морфологическое исследование нефробиоптата: световая и электронная микроскопия, иммунофлюоресценция, иммуногистохимия.
1.4 Лечение. Современные схемы иммуносупрессивной терапии. Особенности проведения иммуносупрессивной терапии в зависимости от степени нарушения функции почек и характера морфологических повреждений почечной ткани. Особенности иммуносупрессивной терапии при различных морфологических вариантах первичных гломерулопатий. Роль нефропротективной терапии.
2 Системные васкулиты.
2.1 Определение. Классификация. Патоморфология изменений в почках. Этиопатогенез: иммунные механизмы поражения почек.
2.2. Клинические проявления: клинические проявления поражения почек (нефротический синдром, быстропрогрессирующий нефритический синдром), экстраренальные проявления (кожа, дыхательная система, сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт, нервная система).
2.3 Диагностика. Лабораторные методы обследования: общий анализ мочи, протеинурия, альбуминурия, мочевой осадок, суточная протеинурия, отношение альбумин/креатинин или протеин/креатинин в разовой моче, клинический анализ крови, электролиты, креатинин, мочевина, острофазовые пробы, иммунологические тесты, исследование системы комплемента. Функциональные пробы: клиренс креатинина, расчетные методы определения скорости клубочковой фильтрации, исследование концентрационной способности почек. Инструментальные методы: сонография, допплерография, экскреторная  урография,  КТ, МРТ, радиоизотопные методы.  Особенности показаний и противопоказаний к нефробипсии, осложнения. Морфологическое исследование нефбиоптата: световая и электронная микроскопия, иммунофлюоресценция, иммуногистохимия.
2.4 Лечение. Современные схемы иммуносупрессивной терапии. Особенности проведения иммуносупрессивной терапии в зависимости от степени нарушения функции почек и характера морфологических повреждений почечной ткани.
3 Наследственные гломерулопатии. Синдром Альпорта. История. Распространенность. Возрастные аспекты. Типы наследования, классификация. Этиопатогенез: синдром Альпорта, как болезнь коллагена типа IV. Клиника: экстраренальные проявления. Диагностика: клинические критерии диагноза, роль прижизненного морфологического исследования почек, электронная микроскопия нефробиоптата, молекулярно-генетическая диагностика. Лечение. Прогноз. Болезнь тонкой базальной мембраны. Этиопатогенез. Клиника. Диагностика: роль прижизненного морфологического исследования почек, электронная микроскопия нефробиоптата. Лечение. Прогноз. Прочие варианты наследственных гломерулопатий: дефекты гена тяжелой цепи IIA миозина немышечного типа (синдромы Эпштейна и Фетчнер).
4 Врожденный нефротический синдром (врожденный нефротический синдром финского типа — дефект гена нефрина, аутосомно-рецессивный нефротический синдром — дефект гена подоцина; аутосомно-доминантный нефротический синдром — дефект гена α-актина-4);   прочие варианты врожденного нефротического синдрома (нефротический синдром с ранним началом и диффузным мезангиальным склерозом – дефект гена суппрессора опухоли Вильямса; дефект гена CD2-ассоцированного протеина и др.), ламининовая нефропатия (синдром Пиерсона), фибронектиновая нефропатия.
5 Вторичные гломерулопатии.
5.1 Определение. Варианты вторичных нефропатий. Классификация гломерулонефритов с полулуниями. Этиология: инфекции (вирусные, бактериальные), лекарства, химические вещества, опухоли, системные заболевания. Патогенез: точки приложения иммунных комплексов, антител на базальной мембране, вовлечение в процесс каскада системы комплемента, механизмы формирования полулуний. Патоморфология изменений в почках.
5.2 Клинические проявления: симптомы, синдромы (нефротический, острый нефритический,  хронический нефритический, быстропрогрессирующий нефритический, бессимптомная гематурия/протеинурия), артериальная гипертензия.
5.3 Диагностика. Лабораторные методы обследования: общий анализ мочи, протеинурия, альбуминурия, мочевой осадок, суточная протеинурия, отношение альбумин/креатинин или протеин/креатинин в разовой моче, клинический анализ крови, электролиты, креатинин, мочевина, острофазовые пробы, иммунологические тесты, бактериологическое и вирусологическое обследование, исследование свертывающей системы крови, гормональное обследование. Функциональные пробы: проба Реберга, расчетные методы определения скорости клубочковой фильтрации, исследование концентрационной способности почек. Инструментальные методы: сонография, допплерография, экскреторная  урография,  КТ, МРТ, радиоизотопные методы.
5.4 Особенности показаний и противопоказаний к нефробиопсии, осложнения. Морфологическое исследование нефробиоптата: световая и электронная микроскопия, иммунофлюоресценция, иммуногистохимия.
5.5 Лечение. Современные схемы иммуносуппресивной терапии. Особенности проведения иммуносуппрессивной терапии в зависимости от степени нарушения функции почек и характера морфологических повреждений почечной ткани. Особенности иммунсупрессивной терапии при различных морфолдогических вариантах вторичных гломерулопатий. Роль нефропротективной терапии.

 

Формы и методы контроля знаний слушателей: компьютерное тестирование.

Примеры оценочных материалов по результатам освоения дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации врачей «Диагностика, клиника и лечение гломерулярных заболеваний почек»:

1.Укажите морфологическую форму нефрита, при которой лечение преднизолоном бесперспективно:

А. Болезнь минимальных изменений

Б. Мезангиопролиферативный гломерулонефрит

В. Фибропластический гломерулонефрит

Г. Фокальный сегментарный гломерулосклероз

Д. Мембранозный гломерулонефрит

Правильный ответ – В.

2.Какой из перечисленных морфологических форм гломерулонефрита не относиться к пролиферативным:

А. Мембранозно-пролиферативный

Б. Фокальный сегментарный гломерулосклероз

В. IgA нефропатия

Г. Волчаночный нефрит класс 3

Правильный ответ – Б.

3.Патогномоничным признаком анти-ГБМ нефрита, выявляемом при иммунофлюоресцентном исследовании биоптата почки, является обнаружение иммунных депозитов на базальной мембране клубочков:

А. С гранулярным отложением

Б. С линейным отложением

В. С включением в них IgM

Г. Без отложения иммунных депозитов

Правильный ответ – Б.

4.При болезни минимальных изменений морфологически отмечается:

А. Диффузная утрата ножковых отростков подоцитов

Б. Расширение мезангиального матрикса

В. Пролиферация мезангиальных клеток

Г. Пролиферация эндотелия

Правильный ответ – А.

5.При болезни минимальных изменений обычно препаратом первого ряда является:

А. Циклоспорин

Б. Микофенолата мофетил

В. Преднизолон

Г. Циклофосфамид

Правильный ответ – В.

6.Учебный план дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации врачей «Диагностика, клиника и лечение гломерулярных заболеваний почек».

п/п

Наименование модулей, тем

(разделов, тем)

Всего

(ак.час./

зач.ед.)

 

 
Дистанционное

обучение

 
лекции СРС

 

1 Первичные гломерулонефриты. 10 5 5  
2 Системные васкулиты. 5 5  
3 Наследственные гломерулопатии. 5 5  
4 Врожденный нефротический синдром. 5 3 2  
5 Вторичные гломерулопатии. 10 5 5  
  Итоговая аттестация2 1 1
  Итого: 36 13 23