Меню

Диагностика и лечение невротических расстройств

Общество с ограниченной ответственностью

«Институт инновационных технологий»

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор – директор

учебного центра повышения

квалификации, чл.-корр. РАЕН,

эксперт Российского научного фонда, к.м.н

____________Ю.Б. Иванов

_______________________

 

« _21__ » __01_________ 2019_ г.

 

Дополнительная профессиональная программа

повышения квалификации

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Диагностика и лечение невротических расстройств»

Трудоемкость: 36ак.часа /36 зачетных единиц

Специальность основная: психиатрия

 

Форма обучения: дистанционная

 

Количество академических часов с использованием ДОТ – 36/36

Количество академических часов с использованием стажировки-0 Количество академических часов с использованием симуляции — 0

  1. Общие положения

Среди психических и поведенческих расстройств все больший удельный вес приобретают расстройства пограничного уровня. Включая невротические расстройства. Сложность этиопатогенеза и разнообразие клинической картины обуславливают требования к врачу в плане знакомства с различными диагностическими и терапевтическими подходами к невротическим расстройствам.

 

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификацииврачей со сроком освоения 36 часов по специальности «психиатрия» по теме «Диагностика и лечение невротических расстройств» заключается в удовлетворении профессиональных и образовательных потребностей, обеспечении соответствия квалификации врачей меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, а также совершенствование профессиональных компетенций в области психиатрии и психотерапии.

 

Трудоемкость программы 36 академических часов.

 

  1. Планируемые результаты обучения врачей, успешно освоившие программу повышения квалификации по специальности «психиатрия» по

 

теме «Диагностика и лечение невротических расстройств»

 

Результаты обучения направлены на совершенствование компетенций, приобретенных в рамках ранее полученной профессиональной подготовки.

 

У обучающихся совершенствуются следующие универсальные компетенции:

 

— способность анализировать и использовать на практике методы естественно-научных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной деятельности (УК-1).

 

У обучающихся совершенствуются следующие общепрофессиональные компетенции:

 

 

 

 

У обучающихся совершенствуются следующие профессиональные компетенции: — готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов невротических расстройств в соответствии с Международной статистической

 

классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-1);

— готовность к ведению и лечению пациентов с невротическими расстройствами

 

(ПК-2);

— готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-3).

 

Перечень знаний, умений и навыков, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций в ходе освоения данной программы обучения:

 

После прохождения цикла обучающийся должен знать:

 

  1. Принципы построения международной и отечественной классификации невротических расстройств.

 

  1. Юридический порядок психиатрического освидетельствования при неврозах.

 

  1. Методы исследования, применяемые в психотерапии, их диагностические возможности.

 

  1. Основные симптомы и синдромы невротических расстройств, их диагностическое значение, роль этих синдромов в выработке тактики взаимодействия медицинского психолога с пациентами и их родственниками.

 

  1. Данные о патогенезе, распространенности, клинических проявлениях, течении, прогнозе наиболее распространенных невротических форм.

 

  1. Основные типы патологии характера и то влияние, которое они могут оказывать на течение неврозов и психосоматических заболеваний, на выбор методов психотерапии и коррекции.

 

  1. Основные психофармакологические средства, используемые в психотерапии, показания и противопоказания к их назначению, возможные побочные эффекты.

 

  1. Биологические, социальные и личностные факторы риска в отношении возникновения неврозов, принципы их профилактики, включая участие медицинского психолога в профилактике (первичной, вторичной, третичной).

 

  1. Основы психотерапии в комплексном лечении психических и соматических заболеваний, включая основные элементы взаимодействия в процессе ко-психотерапии совместно с врачом-психотерапевтом.

 

После прохождения цикла обучающийся должен уметь:

 

  1. Собрать субъективный и объективный анамнез и провести их предварительный анализ.

 

  1. Диагностировать невротические расстройства, провести дифференциальную диагностику с другими формами психических расстройств и соматическими расстройствами.

 

  1. Проводить беседу с больными различного профиля и их родственниками с использованием психотерапевтических приемов и учетом их личностных особенностей, осведомленности и ведущих мотивов.

 

После прохождения цикла обучающийся должен владеть навыками:

  1. Планирования лечебного и психотерапевтического процесса.
  2. Бригадного ведения пациентов с невротическими расстройствами

 

III. Рабочая программа учебного модуля «Специальные дисциплины» Раздел 1.

Распространенность, этиология, патогенез невротических расстройств.

 

Концепции формирования невротических расстройств.

 

Код                                                              Наименование тем, элементов

 

1.1                Представления о распространенности, этиологии и патогенезе невротических расстройств.

 

 

1.2                Классификация невротических расстройств: отечественный классификатор и МКБ-10.

 

 

1.3                Биологические и психологические концепции формирования невротических расстройств.

 

 

Раздел 2.
Клиника и диагностика невротических расстройств.
Код Наименование тем, элементов

 

2.1 Симптомы и синдромы невротических расстройств.
2.2 Астенический синдром: особенности клинических проявлений,
диагностики.
2.3 Конверсионные расстройства: особенности клинических проявлений,
динамики  и прогноз.
2.4 Невротическая депрессия: особенности клинических проявлений,
динамики и прогноз.
2.5 Ипохондрический синдром: особенности клинических проявлений,
динамики и прогноз.
2.6 Обсессивно-компульсивные расстройства: особенности клинических
проявлений, динамики и прогноз.
2.7 Тревожные невротические синдромы
2.8 Экспериментально-психологические методы диагностики
невротических расстройств
Раздел 3.
Терапия невротических расстройств.
Код Наименование тем, элементов
3.1 Психофармакотерпия невротических расстройств. Показания для
проведения психофармакотерапии. Антидепрессанты, малые
нейролептики, анксиолитики.
3.2 Психотерапия невротических расстройств: психодинамический,
когнитивно-поведенческий и гуманистический подходы.

 

  1. Учебный план ДПП ПК «Диагностика и лечение невротических расстройств» Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей сосроком освоения 36 часов по специальности «психиатрия» по теме «Диагностика и лечение невротических расстройств» заключается в удовлетворениипрофессиональных и образовательных потребностей, обеспечении соответствующей меняющимся профессиональным и социальным условиям квалификации врача.

 

Категория обучающихся: врачи-психиатры

Трудоемкость: 36 академических часов.

Режим занятий: 6 ак. часов в день.

Форма обучения: заочная.

Код Наименование раздела Всего
дисциплины и тем часов Лекции СРС Формы
контроля
1. Распространенность, 6 2 4 Промежуточный
этиология, патогенез контроль (зачет)
невротических
расстройств.
Концепции
формирования
невротических
расстройств.
1.1. Представления о 1,5 0,5 1 Текущий
распространенности, контроль
этиологии  и  патогенезе (тестовый
невротических контроль)
расстройств.
1.2 Классификация 1,5 0,5 1 Текущий

 

невротических контроль
расстройств: (тестовый
отечественный контроль)
классификатор и  МКБ-
10.
1.3. Биологические и 3 1 2 Текущий
психологические контроль
концепции (тестовый
формирования контроль)
невротических
расстройств.
2. Клиника и диагностика 18 6 12 Промежуточный
невротических контроль (зачет)
расстройств.
2.1. Симптомы и  синдромы 1,5 0,5 1 Текущий
невротических контроль
расстройств. (тестовый
контроль)
2.2 Астенический синдром: 3 1 2 Текущий
особенности контроль
клинических (тестовый
проявлений, контроль)
диагностики.
2.3. Формулирование 3 1 2 Текущий
психотерапевтического контроль
случая  и  планирование (тестовый
терапии. Организация контроль)
взаимодействия в
лечебно-
реабилитационной
бригаде.
2.4 Невротическая 3 1 2 Текущий
депрессия: особенности контроль
клинических (тестовый
проявлений, динамики и контроль)
прогноз.
2.5 Ипохондрический 3 1 2 Текущий
синдром: особенности контроль
клинических (тестовый
проявлений, динамики и контроль)
прогноз.
2.6 Обсессивно- 3 1 2 Текущий
компульсивные контроль
расстройства: (тестовый
особенности контроль)
клинических
проявлений, динамики и
прогноз.
2.7 Тревожные 3 1 2 Текущий
невротические синдромы контроль
(тестовый
контроль)

 

2.8 Экспериментально- 1,5 0,5 1 Текущий
психологические методы контроль
диагностики (тестовый
невротических контроль)
расстройств
3. Терапия невротических 12 4 8 Промежуточный
расстройств. контроль (зачет)
3.1. Психофармакотерпия 6 2 4 Текущий
невротических контроль
расстройств. Показания (тестовый
для проведения контроль)
психофармакотерапии.
Антидепрессанты, малые
нейролептики,
анксиолитики.
3.2. Психотерапия 6 2 4 Текущий
невротических контроль
расстройств: (тестовый
психодинамический, контроль)
когнитивно-
поведенческий и
гуманистический
подходы.
Итоговая аттестация 3 зачет
Всего 36

 

  1. Организационно-педагогические условия реализации ДПП ПК

«Диагностика и лечение невротических расстройств»

 

Кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии имеет учебно-методическое обеспечение и материалы по всем разделам цикла, имеет соответствующую материально-техническую базу.

 

Для лекционных занятий:

Для семинарских занятий:

 

Обучающемуся предоставляется возможность использования учебных аудиторий, оснащенных наглядными пособиями по специальности психиатрия. Обеспечивается доступом к персональному компьютеру с выходом в интернет и доступам

 

 

 

  1. Итоговая аттестация

 

Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения программы в объеме, предусмотренном учебным планом. Обучающиеся, освоившие программу, и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о дополнительном профессиональном образовании – удостоверение повышения квалификации.

 

Примеры тестовых заданий

Выберете правильные ответы:

  1. Какие из перечисленных симптомов не характерны для неврозов:

 

А. тревога,

Б. навязчивые мысли,

В. сенестопатии,

 

Г. слуховые галлюцинации,

Д. висцеральные псевдогаллюцинации.

 

  1. К дереализации относится все, кроме:

 

А. микропсии

Б. метаморфопсии

В. иллюзии

Г. ксантопсия

 

  1. В структуру каких синдромов входят навязчивые явления:

 

А. паранойяльного

Б. катонического

 

В. астенического

Г. фобического

 

  1. Что из перечисленного не является признаком сверхценных идей:

 

А. однобокая трактовка реальных фактов

Б. нелепые суждения

В. наличие эмоциональной насыщенности

Г. монотематичность

 

  1. Какое содержание не характерно для сверхценных идей:

 

А. изобретательства

Б. величия

В. воздействия

Г. ревности

 

  1. Отметьте виды фобий:

 

А. отравления

Б. самообвинения

В. темноты

Г. острых предметов

 

  1. Функциональный парез входит как основной симптом в:

 

А. дисморфофобический синдром

Б. паранойяльный синдром

В. синдром Котара

Г. конверсионный синдром

 

  1. Негативные эмоциональные расстройства включают:

А. сужение эмоционального резонанса, эмоциональную нивелировку, эмоциональную

тупость

Б. тоску, дисфорию, тревогу

 

В. тугоподвижность эмоций, эмоциональную гиперестезию, слабодушие Г. застойный аффект, паралич эмоций, депрессию

 

 

  1. К аффективным расстройствам при неврозах не относится:

 

А. тревога

Б. тоска

 

В. мания

Г. раздражительность

 

 

  1. При обострении невроза высока вероятность госпитализации пациента в психиатрический стационар:

 

А. по направлению участкового невропатолога

Б. добровольно

В. по постановлению суда

Г. бригадой скорой психиатрической помощи

Д. верно все

Е. ничего не верно

 

О т в е т ы

 

1-Г, Д 2-В 3-Г 4-Б 5-Б, В 6-В, Г
7-Г 8-А 9-Б, В 10-Е

 

Рекомендуемая литература

  1. Александров А.А. Современная психотерапия. – СПб, 1997.
  2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – М., 1999.
  3. Джонсон С. Психотерапия характера. – М., 2001.
  4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — СПб., 2002.
  5. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Минск, 1993.
  6. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М. 2001.

 

  1. Носачев Г.Н. Направления, виды, методики и техники психотерапии. В 2-х т. — Самара, 1998.

 

  1. Приказ МЗ  РФ  от  №  438  «О  психотерапевтической  помощи»  №438  от

16.09.03.