Меню

Диагностика и лечение анемий

АННОТАЦИЯ

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации врачей непрерывного медицинского образования со сроком освоения 36 часов по модулю «Диагностика и лечение анемий» по специальности 31.08.29 – Гематология посвящена совершенствованию и получению новых знаний врачами-гематологами, касающихся диагностики и лечения различных классов анемий, в том числе апластической, гемолитических и анемий при злокачественных новообразованиях.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Актуальность дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей непрерывного медицинского образования по теме «Диагностика и лечение анемий» по специальности «Гематология» обусловлена постоянным внедрением новых алгоритмов диагностики и лечения анемий, в том числе апластических и гемолитических, и необходимостью постоянного совершенствования знаний и умений в этой области для дальнейшей практической деятельности врача-гематолога.

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации заключается в удовлетворении образовательных и профессиональных потребностей, обеспечении соответствия квалификации врачей-гематологов меняющимся условиям профессиональной и социальной среды, а также совершенствовании профессиональных компетенций и получение новой компетенции в области диагностики и лечения заболеваний внутренних органов в рамках имеющейся квалификации по специальности 31.08.29 – «Гематология» по теме «Диагностика и лечение анемий»

Трудоемкость освоения — 36 академических часов.

Основными компонентами дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей являются:

цель программы;

планируемые результаты обучения;

учебный план;

требования к итоговой аттестации;

рабочая программа учебного модуля «Диагностика и лечение анемий»;

оценочные материалы.

Содержание программы построено в соответствии с модульным принципом. Структурными единицами модуля являются разделы. Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы, каждая тема – на элементы. Для удобства пользования программой каждая его структурная единица кодируется.

Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.

Планируемые результаты обучения направлены на получение новой компетенции и на совершенствование профессиональных компетенций врача-гематолога по специальности 31.08.29 «Гематология» по модулю «Диагностика и лечение анемий», его профессиональных знаний, умений, навыков. В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональными стандартами и квалификационными характеристиками должностных работников в сфере здравоохранения.

Итоговая аттестация обучающихся по программе повышения квалификации по модулю «Диагностика и лечение анемий» осуществляется посредством проведения тестирования и выявляет подготовку слушателя в соответствии с целью и содержанием программы.

Организационно-педагогические условия реализации программы Условия реализации программы включают:

а)   учебно-методическую   документацию   и   материалы   по   модулю    «Диагностика и лечение анемий» по специальности «гематология»;

б) учебно-методическую литературу для внеаудиторной работы обучающихся;

в)   кадровое   обеспечение   реализации   программы   соответствует   требованиям штатного расписания кафедры, реализующей                дополнительные профессиональные программы;

д) законодательство Российской Федерации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ

Результаты обучения по Программе направлены на совершенствование компетенций, приобретенных в рамках полученного ранее профессионального образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.29 «Гематология», и на формирование профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Характеристика профессиональных компетенций врача-гематолога, формирующихся в результате освоения Программы

обучающегося формируются следующие профессиональные компетенции (ПК):

профилактическая деятельность:

готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);

диагностическая деятельность:

готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-3);

лечебная деятельность:

готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании и терапевтической помощи (ПК-4);

реабилитационная деятельность:

готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-5);

психолого-педагогическая деятельность:

готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-6);

Перечень знаний, умений и навыков врачей-терапевтов, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций

По окончании обучения врач-гематолог должен знать:

новые данные по вопросам функционирования эритрона;

современные сведения о методах, в том числе инновационных, морфологической, цитохимической диагностики при анемиях;

алгоритмы и инновационные технологии современной диагностики и лечения анемий согласно современным клиническим рекомендациям и их профилактики;

основы фармакотерапии с позиций доказательной медицины, возможные осложнения при проведении лекарственной терапии и методы их коррекции;

новые данные о необходимых исследованиях для диагностики анемий (в т. ч. и у детей): определение изоферментов лактатдегидрогеназы и других сывороточных ферментов, цитохимические исследования клеток крови; кариологические исследования; иммуногематологические исследования; иммунофенотипирование;

бактериологический экспресс-анализ; радиологические исследования; компьютерная томография; МРТ; ПЭТ; ультразвуковое исследование внутренних органов; трансфузионное обеспечение хирургической гематологии; принципы работы с современной лечебно-диагностической аппаратурой;

новые перспективные направления и инновационные технологии в гематологии;

МСЭ при анемиях;

организацию службы интенсивной терапии и реанимации при анемиях,систему рационального обеспечения больных дорогостоящими жизненно важными лекарственными препаратами;

должен уметь:

определить объем методов обследования согласно современным алгоритмам принятых клинических рекомендаций после получения субъективной и объективной информации о больном;

определитьпоказания к современным высокотехнологичным методам исследования при той или иной форме анемий;

оценить, помимо общепринятых, данные МРТ, КТ, специальных методов – миелограммы, трепанобиопсии, молекулярного, цитогенетического, генетического анализов;

уметьсамостоятельно распознать под микроскопом основные виды гематологической патологии, в т. ч. и у детей;

назначить комплексное лечение при той или иной форме анемий согласно современным клиническим рекомендациям;

оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях при анемиях: анемической коме, острой постгеморрагической анемии, гемолитическом кризе;

определитьпоказания и противопоказания к высокотехнологичным инновационным методам лечения, назначению дорогостоящих препаратов;

определить показания   к   направлению   пациента   на   комиссию   по   «   7

ресурсозатратным заболеваниям» по рациональному распределению дорогостоящих препаратов;

проводить диспансерное наблюдение, оценивать качество жизни пациентов, максимально повышать комплаентность больного к проводимому лечению;

оформлять медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;

осуществлять преемственность между лечебными учреждениями;

проводить анализ качественных показателей своей работы, эффективности и отдаленных результатов лечения больных;

должен владеть:

навыками специального обследования гематологических больных;

навыками подготовки мазков костного мозга для цитохимических исследований;

техникой выполнения стернальной пункции и трепанобиопсии;

навыками морфологической оценки клеток периферической крови и костного мозга;

интерпретациейданных клинических и лабораторно-инструментальных исследований, использующихся в гематологической практике;

навыками клинического мышления для проведения дифференциальной диагностики и постановки клинического диагноза анемии;

методами оказания неотложной помощи и современной  реанимации;

методами специального обследования (стернальная пункция, трепанобиопсия);

подходом к лечению инфекционных осложнений у больных апластической анемией;

оформлениеммедицинской документации гематологического отделения стационара, включая ее электронные варианты (электронная амбулаторная карта, история болезни).

ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Итоговая аттестация по Программе проводится в виде тестирования и должна выявлять подготовку врача-гематолога в соответствии с требованиями квалификационных характеристик, профессиональных стандартов и настоящей Программы.

Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом данной Программы.

Лица, освоившие Программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о дополнительном профессиональном образовании – удостоверение о повышении квалификации.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-гематологов заключается в удовлетворении образовательных и профессиональных потребностей, обеспечении соответствия квалификации врачей — гематологов меняющимся условиям профессиональной и социальной среды, а также совершенствовании профессиональных компетенций и получение новой компетенции в области диагностики и лечения заболеваний крови в рамках имеющейся квалификации по специальности 31.08.29 «Гематология».

Категории обучающихся: врачи-гематологи

Трудоемкость обучения: 36 часов.

Режим занятий: 6 академических часов в день.

Форма обучения: заочная.

Рабочая программа учебного модуля

«Диагностика и лечение анемий»

 

      В том числе    
  Наименование разделов дисциплин и Всего       Форма  
  Лек ОС СРС контрол  
  тем часов  
  я  
      ции К  
         
             
               
1 Хроническая железодефицитная 10,0 2.0   8,0    
анемия (ЖДА)            
             
               
1.1 Новые данные об этиологии и патогенезе            
железодефицитных анемий (ЖДА). 0,7 0,2   0,5    
     
               
  Алгоритм диагностических            
1.2 исследований. Дифференциальная 1,2 0,2   1,0    
  диагностика при синдроме ЖДА.            
               
  Современные алгоритмы лечения ЖДА            
1.3 Современные алгоритмы лечения. Новые 2,3 0,3   2,0    
препараты железа полимальтозного            
             
  комплекса.            
               
  Тактика диспансерного наблюдения и            
1.4 ведения беременных с ЖДА. 1,5 0,5   1,0    
  Профилактика.            
               
  Современные алгоритмы диагностики и 2,5 0,5   2,0    
1.5 дифференциальной диагностики при В-            
12-дефицитной и при            
             
  фолиеводефицитной анемии.            
               
  Алгоритм лечения  В-12-дефицитной и 1,8 0,3   1,5    
  фолиеводефицитной анемии. Тактика            
1.6 диспансерного наблюдения и            
  профилактика. Особенности            
  поддерживающей терапии.            
               
2 Анемии хронических заболеваний 1,5 0,5   1,0    
               
  Современные данные о патогенезе.            
2.1 Особенности диагностики и 1,5 0,5   1,0    
дифференциальной диагностики,            
             
  принципы лечения и профилактики.            
               
3 Анемии, связанные с нарушением 0,8 0,3   0,5    
синтеза или утилизации порфиринов            
             
               
  Хромосомные  аномалии. Патогенез.            
3.1. Особенности клиники, диагностики и 0,8 0,3   0,5    
дифференциальной диагностики,            
             
  лечение.            
               
4 Анемии при свинцовой интоксикации.            
0,7 0,2   0,5    
     
       
               
  Новые данные об анемиях при 2,0 1,0   1,0    
5 злокачественных новообразованиях.            
  Клинические рекомендации по            
  диагностике и лечению.            
                     
6 Гемолитические анемии            
10,5 3,8   6,7    
     
             
                     
6.1. Наследственные гемолитические анемии 4,5 1,8   2,7    
             
                     
                     
  Мембранопатии. Ферментопатии. 0,4 0,2   0,2    
6.1.1.            
Патогенез. Генетические мутации.            
             
  Особенности распространенности.            
               
6.1.2. Клиническая картина. Осложнения. 0,5 0,2   0,3    
Картина периферической крови и            
           
  костного мозга.                
                     
6.1.3. Алгоритм диагностики и     0,8 0,3   0,5    
               
  дифференциальной диагностики            
               
               
  Современные алгоритмы лечения. 0,8 0,3   0,5    
6.1.4. Неотложная помощь. Показания к            
  спленэктомии                  
               
6.1.5. Прогноз. Экспертиза трудоспособности. 0,4 0,2   0,2    
Диспансерное наблюдение.              
             
                 
  Гемоглобинопатии: талассемии,   0,5 0,2   0,3    
  серповидноклеточная анемия. Патогенез.            
6.1.6. Геногеография. Особенности              
  распространенности. Клинико-              
  лабораторные критерии.                
                   
  Алгоритмы диагностики     0,3 0,1   0,2    
6.1.7. гемоглобинопатий.                
               
  Алгоритмы лечения. Профилактика 0,8 0,3   0,5    
6.1.8. гемолитических кризов. Неотложная            
  помощь. Диспансерное наблюдение.            
                     
                     
  Приобретенные гемолитические анемии 6,0 2,0   4,0    
6.2.                    
                 
  Современные представления об   0,7 0,2   0,5    
6.2.1. этиология и  патогенезе. Классификация.            
               
6.2.2. Клинико-лабораторные критерии. 0,7 0,2   0,5    
  Осложнения.                  
                   
6.2.3. Алгоритм диагностики и     0,7 0,2   0,5    
дифференциальной диагностики              
               
               
  Принципы лечения. Неотложная помощь. 1,3 0,3   1,0    
6.2.4. Показания к спленэктомии              
                     
  Прогноз. Экспертиза трудоспособности. 0,6 0,1   0,5    
6.2.5. Диспансерное наблюдение            
                 
6.2.6. Пароксизмальная ночная   2,0 1,0   1,0    
  гемоглобинурия. Маршевая            
  гемоглобинурия. Мутационные            
  исследования. Алгоритмы диагностики и            
  лечения. Работа комиссии «7РЗ» по            
  рациональному распределению            
  дорогостоящих препаратов            
               
7 Апластическая анемия 6,5 2,0   4,5    
                   
                   
7.1 Новые данные об этиологии и патогенезе.            
        0,7 0,2   0,5    
                   
  Современный алгоритм диагностики.            
7.2. 1,3 0,3   1,0    
Дифференциальная диагностика    
             
                   
  Современное лечение. Препараты            
7.3. 1,0 0,5   0,5    
эритропоэтина.      
               
                   
  Показания к госпитализации.            
7.4. Неотложная помощь.   1,5 0,5   1,0    
  Анемическая кома. Показания к            
  трансфузиям препаратов эритроцитов            
                   
7.5. Показания к трансплантации костного            
1,3 0,3   1,0    
мозга при апластической анемии    
             
               
  Экспертиза трудоспособности. Медико-            
7.6. социальная адаптация больных. Прогноз. 0,7 0,2   0,5    
  Профилактика осложнений            
                   
  Итоговая аттестация   4,0     4,0 Тестирование  
               
                   
  ИТОГО     36,0 9,8   26,2    
                 
                   

 

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения Программы в объеме, предусмотренной учебным планом.

Обучающиеся, освоившие Программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о дополнительном профессиональном образовании – удостоверение о повышении квалификации.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Список рекомендуемой литературы

а) основная:

Воробьёв А.И. Руководство по гематологии — М.: Ньюдиамед, 2007.- 774 с.

Гематология. Национальное руководство под ред. О. А. Рукавицына; ГЭОТАР-

Медиа, 2015 г., 776 с.

Гемоглобинопатии и талассемические синдромы [Текст] : [руководство для врачей] / под ред. А. Г. Румянцева, Ю. Н. Токарева, Н. С. Сметаниной. — М. : Практическая медицина, 2015. — 447 с. — ISBN 978-5-98811-278-5 : 390-00. Инв. номера: 375588; 375589; 375590; 375591; 375592; Кол-во экземпляров: всего — 5

Давыдкин И.Л., Куртов И.В., Хайретдинов Р.К., Степанова Т. Ю. и др. Болезни крови в амбулаторной практике: руководство – М: ГЭОТАР-Медиа, 2014.- 183 с.

Захарова Н.О. Никитин О.Л. Железодефицитные анемии у пациентов пожилого и старческого возраста : Науч.-практ.пособие для врачей — Самара,.- 2008.

Неотложная терапия в схемах, задачах и алгоритмах: Учебное пособие./[ И.Л.Давыдкин, А.Н.Краснов, И.Г.Труханова и др.]. – 3-е изд., испр.и.доп. – Самара: ООО «Офорт», 2011. – 196 с.

Патофизиология. Основные понятия / Под ред. А.В. Ефремова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, – 256 с.

Тэмл Х., Диам Х., Хаферлах Т. Атлас по гематологии: Практ. пособие по морфологии и клинической диагностике: Пер.с англ. — М. : МЕДпресс-информ, 2010.- 208 с.

Диагностика, профилактика и лечение железодефицитных состояний у беременных и родильниц. Федеральные клинические рекомендации. Коноводова Е.Н., Бурлев В.А., Серов В.Н., Кан Н.Е., Тютюнник В.Л. 2013.

б) дополнительная :

Абдулкадыров, К. М. Клиническая гематология: справочник. / К. М. Абдулкадыров. —

СПб: Питер Принт, 2006. — 843 с.

Воробьев П.А. Анемический синдром в клинической практике. -М.:«Ньюдиамед».-2001.-165с.

Гематология: Национальное руководство / под ред. О. А. Рукавицына. — М. : ГЭОТАР- Медиа, 2015. — 776 с.

Клинические рекомендациям по лечению больных железодефицитной анемии (разработаны под руководством Л.И. Дворецкого). 2013 год.

Льюис С.М., Бэйн Б., Бэйтс И. Практическая и лабораторная гематология: Руководство: Пер.с англ — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 720 с.

Стандарт медицинской помощи больным железодефицитной анемией. Утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 169 от 28 февраля 2005 года.

Периодические издания: «Гематология и трансфузиология», «Известия Самарского научного центра Российской академии наук», «Терапевтический архив», «Врач», «Казанский медицинский журнал», «Клиническая медицина», «Российские медицинские вести».

 

Программное обеспечение

http://hematologiya.ru/

http://blood.ru/

http://allmedbook.ru/load/gematologija/7

http://medi.ru/doc/001hematol.htm

http://medobook.ru/load/medicina/gematologija/9

http://med-books.net/gematologiy

общество специалистов доказательной медицины.

Сайт «Формулярная система России». http://www.formular.ru

Врач» — http://www.rusvrach.ru/jornals/vrach

Интенсивная терапия» — http://www.icj.ru

«Русский медицинский журнал» — http://www.rmj.ru

Медицинские    ресурсы   русскоязычного   интернета

http://med-lib.ru Большая медицинская библиотека.

г) Электронные библиотечные системы.

Электронная медицинская  библиотека  «Консультант  врача»  издательства  ГЭОТАР-медиа (www.rosmedlib.ru).

Электронная библиотечная система «ClinicalKey» издательства Elsevier.

База электронных ресурсов подписного агентства Конэк (konekbooks.ru).

Электронные библиотеки:

http://www.scsml.rssi.ru/ Центральная Научная Медицинская Библиотека; http://www.medstudy.narod.ru/ Медицинская электронная библиотека; http://www.elibrary.ru/ Научная электронная библиотека; http://www.infamed.com/katalog/ Каталог медицинских документов.

Электронные журналы:

Гематология:

Общие:

http://www.who.int/ru/index.html Всемирная организация здравоохранения (русский); http://www.mkb10.ru/ Электронная версия МКБ-10.

Видеомедицина:

http://www.med-edu.ru/  Медицинская видео-библиотека.

Справочники лекарственных средств:

http://www.rlsnet.ru/ Справочник лекарственных средств РЛС; http://www.vidal.ru/ Справочник лекарственных средств Видаль

Примеры оценочных средств

Тестовый контроль:

На стадии СПИДа в крови у больного можно выявить:

тромбоцитопению;

анемию;

снижение числа Т-хелперов;

снижение числа макрофагов;

всё вышеперечисленное.

Что из перечисленного используется для лечения наследственного сфероцитоза:

Глюкокортикостероиды;

Переливание отмытых эритроцитов;

Спленэктомия;

Трансплантация костного мозга;

Обменные переливания компонентов крови.

Наиболее информативный показатель для подтверждения диагноза железодефицитной анемии:

уровень сывороточного железа крови

общая железосвязывающая способность сыворотки крови

уровень гемоглобина в клиническом анализе крови

цветной показатель ферритин

К аутоиммунным гемолитическим анемиям относят:

Тепловую аутоиммунную гемолитическую анемию;

Холодовую агглютининовую болезнь;

Пароксизмальную ночную гемоглобинурию;

Пароксизмальную холодовую гемоглобинурию;

Талассемию.

Беременной женщине с хронической железодефицитной анемией следует:

принимать внутрь препарат железа до родов и весь период кормления ребенка грудью перелить эритроцитарную массу перед родами

вводить Ferrum Lek внутримышечно

Фактор, необходимый для всасывания витамина В12

соляная кислота

гастрин

гастромукопротеин*

пепсин

фолиевая кислота

Наиболее эффективныйметод лечения апластической анемии:

глюкокортикоиды в дозе 1мг/кг веса;

пульс-терапия глюкокортикоидами;

антитимоцитарный глобулин;

трансплантация аллогенных стволовых клеток;

андрогены.

Для гемолиза, связанного с дефицитом глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы эритроцитов характерно:

при окрашивании мазков периферической крови выявляются тельца Жолли и кольца Кебота;

протекает тяжелее у женщин;

обычно провоцируется приемом большого количества солёной пищи;

протекает тяжелее у представителей негроидной расы, чем у европеоидной;

характерен внутрисосудистый гемолиз эритроцитов.