Меню

Болезни кишечника в амбулаторной практике

Общество с ограниченной ответственностью

«Институт инновационных технологий»

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор – директор

учебного центра повышения

квалификации, чл.-корр. РАЕН,

эксперт Российского научного фонда, к.м.н

______________Ю.Б. Иванов

_________________________

« _19__ » __11_________ 2018_ г.

Дополнительная профессиональная программа

повышения квалификации

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Болезни кишечника в амбулаторной практике»

Трудоемкость: 36 часов /36 зачетных единиц

Специальность основная: терапия

Смежные специальности: гастроэнтерология

Форма обучения: дистанционная

Количество академических часов с использованием ДОТ – 36/36

Количество академических часов с использованием стажировки-0 Количество академических часов с использованием симуляции — 0

 

Обозначенные поля Поля для заполнения
1. Наименование программы «Болезни

практике»

кишечника в амбулаторной
2. Объем   программы 36 ч
3. Варианты обучения заочная с применением ДОТ
4. Вид  выдаваемого документа лицам,   успешно   освоившим   соответствующую

дополнительную профессиональную   программу

повышения квалификации непрерывного

образования по специальностям «терапия», «гастроэнтерология»   и   прошедшим   итоговую

аттестацию, выдается удостоверение о повышении

после завершения обучения
квалификации.
5. Требования к уровню   и Сертификат по специальности «терапия», «гастроэнтерология»
профилю   предшествующего
профессионального
образования обучающихся
6. Категории обучающихся Врач –терапевт, Врач-гастроэнтеролог; заведующий (начальник) структурного    подразделения    (отдела,    отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации  —  врач-гастроэнтеролог;  врач  приемного отделения    (в    специализированной    медицинской организации   или   при   наличии   в   медицинской организации соответствующего специализированного
структурного подразделения)
7. Аннотация Данная программа направлена на совершенствование

имеющихся и получение новых компетенций,

необходимых для профессиональной деятельности, и

повышение профессионального уровня в рамках

имеющейся квалификации врача-терапевта, врача-гастроэнтеролога. В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональными стандартами, квалификационными характеристиками по соответствующей специальности  (квалификационным

требованиям к профессиональным знаниям и навыкам,

необходимым для исполнения должностных

обязанностей, которые устанавливаются в соответствии

с федеральными законами и иными правовыми актами

 

Российской Федерации.
Содержание программы построено в соответствии с

модульным принципом. Каждый раздел модуля

подразделяется на темы, каждая тема − на элементы,

каждый элемент – на подэлементы.

Цель и задачи программы Приобретение и совершенствование профессиональных

знаний   и   практических   навыков   по   патологии

кишечника,    необходимых    для    профессиональной

деятельности и повышения профессионального уровня в

рамках имеющейся квалификации.

Модули    (темы)    учебного

плана программы

Учебный модуль 1. «Введение в программу»

Учебный модуль 2. «Синдром раздраженного

кишечника»

Учебный модуль 3. «Синдром диареи.Запор»

Учебный модуль 4. «Дисбактериоз»

Учебный модуль 5. «Неспецифический язвенный колит»

Уяебный модуль 6. «Целиакия»

Учебный модуль 7. «Болезнь Крона»

 

Характеристика новых ПК врача-гастроэнтеролога, формирующихся в результате освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации непрерывного образования врачей со сроком освоения 36 академических часов по специальностям «Терапия»,  «Гастроэнтерология»

 

У обучающегося должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (далее − ПК):

 

 

 

 

 

 

Режим и продолжительность Ауд. часов Дни Общая
занятий продолжительность
График обучения программы
Форма обучения (дней, недель)
Заочная 36 6 6/1
Итого 36 6 6/1

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ

 

7.1.Учебный план

 

Наименование модулей, тем Всего В том числе
п/п (разделов, тем) (ак.час. Формы
/ Дистанцион контроля
зач.ед.) ное
обучение
(образоват
портал) ООО «ИИТ»
1 Учебный модуль «Болезни
кишечника в амбулаторной
практике.
1.1 Тема 1. Цель, задачи

обучения, организация

обучения. Исходный контроль знаний

1/1 1 Исходный

контроль

2 Учебный раздел 1

«Синдром раздраженного

кишечника»

5/5 5 Промежуточный

Тестовый контроль

3. Учебный раздел 2

«Синдром диареи. Запор»

6/6 6 Промежуточный

Тестовый контроль

4. Учебный раздел 3

«Дисбактериз кишечника»

4/4 4 Промежуточный

Тестовый контроль

5. Учебный раздел 4

«Неспецифический

язвенный колит»

6/6 6 Промежуточный

Тестовый контроль

6. 4/4 4 Промежуточный

Тестовый контроль

Учебный раздел 5

«Целиакия»

7. Учебный раздел 6

«Болезнь Крона»

6/6 6 Промежуточный

Тестовый контроль

8. Итоговая аттестация 4/4 4 тестирование
7.2. Содержание программ учебных модулей
Название темы Основное содержание
1 Учебный модуль «Болезни кишечника в амбулаторной практике.
1.1 Тема 1. Цель, задачи обучения, Цель, задачи и организация Программы
организация обучения. Исходный повышения квалификации. Исходное
контроль знаний тестирование.
Уметь организовать собственное обучение в
части самостоятельной работы и заочной
части Программы
2. Учебный раздел 1 Актуальность. Этиология и патогенез.
«Синдром раздраженного Классификация. Клиническая картина.
кишечника» Лабораторная диагностика.
Инструментальная диагностика.
Осложнения. Дифференциальная
диагностика. Лечение. Консервативное
лечение. Экспертиза трудоспособности
3. Учебный раздел 2. Актуальность. Этиопатогенез.
«Синдром диареи. Запор» Классификация. Клиническая картина.
Диагностика, дифференциальная
диагностика. Осложнения. Лечение.
Профилактика. Санаторно-курортное
лечение. Диспансеризация.
4. Учебный раздел 3. Актуальность. Этиология, патогенез.
«Дисбактериз кишечника» Классификация. Клинические проявления.
Дифференциальный диагноз. Лечение.
Профилактика.
5. Учебный раздел 4. Актуальность. Этиология и патогенез.
«Неспецифический язвенный Классификация. Клиническая картина.
колит» Лабораторная диагностика.
Инструментальная диагностика.
Осложнения. Дифференциальная
диагностика. Лечение. Консервативное
лечение. Экспертиза трудоспособности
6. Учебный раздел 5. Актуальность. Этиология и патогенез.
«Целиакия» Классификация. Клиническая картина.
Лабораторная диагностика.
Инструментальная диагностика.
Осложнения. Дифференциальная
диагностика. Лечение. Экспертиза
трудоспособности
7. Учебный раздел 6. Актуальность. Этиология и патогенез.
«Болезнь Крона» Классификация. Клиническая картина.
Лабораторная диагностика.
Инструментальная диагностика.
Осложнения. Дифференциальная
диагностика. Лечение. Экспертиза
трудоспособности

 

  1. Основная литература

 

На бумажных носителях:

 

  1. Гастроэнтерология. Национальное руководство / под ред. В.Т. Ивашкина. М.: ГЭОТАР МЕДИА. — УМО

 

  1. Клинические рекомендации. Стандарты ведения больных. М.:ГЭОТАР-МЕДИА, 2007г.
  2. Федеральное руководство по клинической фармакологии. М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008г.

 

  1. Руководство для подготовки к семинарским занятиям по гастроэнтерологии для врачей-интернов, терапевтов, клинических ординаторов. Часть 1, 2. С.А.Алексеенко. ДВГМУ, Хабаровск 2009г.

 

5.Чучалин А.Г, Бобков Е.В. Основы клинической диагностики: руководство  —

2-е изд., пер. и доп. М., 2008.— 584 с.

 

Электронные издания:

 

Наименование Краткая характеристика
п/п ресурса
1. www.gastroenterology.ru Интернет  –  ресурс  посвященный  гастроэнтерологии.
Удобный  поиск  по  ключевым  словам  среди  учебных
пособий  и  изданий,  а  также  периодической  научной
литературы.
2. http://www.rga.ru Интернет – ресурс посвященный заболеваниям печени и
гепатобилиарной системы. Удобный поиск по ключевым
словам  среди  учебных  пособий  и  изданий,  а  также
периодической научной литературы.
4. http://www.videotest.ru/ru/app/179 Интернет – тестирование по отдельным отраслям знаний
и тем. Удобный поиск по ключевым словам.
5. http://AV.iqlib.ru Интернет   –   библиотека   образовательных   изданий.

Собраны  электронные  учебники,  справочные  и  учебные пособия. Поиск по отдельным темам и отраслям знаний.

6. www.elaibrary.ru Интернет   –   библиотека   образовательных   изданий,

Периодической научной литературы.

Собраны электронные  учебники,  справочные  и  учебные  пособия. Поиск   по   отдельным   темам   и   отраслям   знаний. Предназначена для использования в процессе обучения в высшей школе.

Примеры тестовых заданий

  1. Среди перечисленных укажите трёхкомпонентный пробиотик, содержащий в своём составе бифидобактерии, лактобактерии и энтерококки:

а) аципол

б) линекс

в) бифиформ

г) бификол

д) бактисубтил

  1. Реакция кала на скрытую кровь может быть положительной при: 1. микрокровотечениях из язвы двенадцатиперстной кишки или кишечника; 2. микрокровотечениях из опухолей желудочно-кишечного тракта; 3. неспецифическом язвенном колите; 4. употреблении мяса в пищу.

а) если правильны ответы 1, 2 и 3;

б) если правильны ответы 1 и 3;

в) если правильны ответы 2 и 4;

г) если правильный ответ 4;

д) если правильны ответы 1, 2, 3 и 4.

  1. Биопсия слизистой оболочки тонкой кишки является ценным диагностическим методом при: 1. болезни Уиппла; 2. глютеновой болезни; 3. склеродермии; 4. болезни Крона.

а) если правильны ответы 1, 2 и 3;

б) если правильны ответы 1 и 3;

в) если правильны ответы 2 и 4;

г) если правильный ответ 4;

д) если правильны ответы 1, 2, 3 и 4.

  1. Колоноскопия позволяет выявить: 1. неспецифический язвенный колит; 2. рак толстой кишки; 3. толстокишечные варианты болезни Крона; 4. дивертикулез толстой кишки.

а) если правильны ответы 1, 2 и 3;

б) если правильны ответы 1 и 3;

в) если правильны ответы 2 и 4;

г) если правильный ответ 4;

д) если правильны ответы 1, 2, 3 и 4.

  1. Нормализации деятельности кишечника при поносах способствуют следующие пищевые продукты: 1. картофель; 2. плоды черемухи; 3. грецкие орехи; 4. черника.

а) если правильны ответы 1, 2 и 3;

б) если правильны ответы 1 и 3;

в) если правильны ответы 2 и 4;

г) если правильный ответ 4;

д) если правильны ответы 1, 2, 3 и 4.

  1. При копрологическом исследовании при синдроме раздраженной толстой кишки выявляют:

а) мыльную стеаторею;

б) йодофильную флору;

в) отсутствие элементов воспаления;

г) большое количество лейкоцитов;

д) мышечные волокна без исчерченности.

  1. Обострение неспецифического язвенного колита может быть связано с: 1. прекращением поддерживающей терапии сульфасалазином; 2. беременностью; 3. нарушением диеты; 4. интеркуррентной инфекцией.

а) если правильны ответы 1, 2 и 3;

б) если правильны ответы 1 и 3;

в) если правильны ответы 2 и 4;

г) если правильный ответ 4;

д) если правильны ответы 1, 2, 3 и 4.

  1. При неспецифическом язвенном колите диагностическое значение имеют следующие рентгенологические признаки:

а) увеличение диаметра кишки;

б) множественные гаустрации;

в) картина «булыжной мостовой»;

г) мешковидные выпячивания по контуру кишки;

д) изменения гаустрации, вплоть до ее исчезновения, укорочение и сужение просвета кишки.

  1. При протейном дисбактериозе рационально назначать: 1. производные нитрофурана; 2. протейный бактериофаг; 3. пробиотики; 4. ампициллин.

а) если правильны ответы 1, 2 и 3;

б) если правильны ответы 1 и 3;

в) если правильны ответы 2 и 4;

г) если правильный ответ 4;

д) если правильны ответы 1, 2, 3 и 4.

  1. Препараты группы налидиксовой кислоты оказывают преимущественное действие на следующие микробы: 1. протей; 2. клебсиеллу; 3. эшерихии (патологические штаммы); 4. стрептококки.

а) если правильны ответы 1, 2 и 3;

б) если правильны ответы 1 и 3;

в) если правильны ответы 2 и 4;

г) если правильный ответ 4;

д) если правильны ответы 1, 2, 3 и 4.

  1. Длина тонкой кишки у взрослого человека:

а) 4-8 м;

б) 5-6 м;

в) 2-4 м;

г) 1-3 м;

д) 3,5 м.

  1. Один из признаков, отличающих болезнь Крона от язвенного колита:

а) понос;

б) боли в животе;

в) кровь в кале;

г) образование наружных и внутренних свищей;

д) лихорадка.

  1. Нарушению нормального состава микрофлоры кишечника способствует приём: 1. сульфаниламидов; 2. эубиотиков; 3. антибиотиков; 4. биологических препаратов.

а) если правильны ответы 1, 2 и 3;

б) если правильны ответы 1 и 3;

в) если правильны ответы 2 и 4;

г) если правильный ответ 4;

д) если правильны ответы 1, 2, 3 и 4.