Меню

Аллергодиагностика в клинической практики

Содержание

  1. Общая характеристика ДПП
  2. Учебный план ДПП
  3. Организационно-педагогические условия реализации ДПП
  4. Литература

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДПП
    • Нормативные правовые основания разработки программы

Нормативную правовую основу разработки программы составляют:

Российской Федерации».

 

Актуальность  обусловлена необходимостью дальнейшего  совершенствования теоретических знаний, умений и практических навыков в изучении основных показателей иммунограммы, их  особенностей             при аллергопатологии, современных иммунологических и специфических аллергологических методов исследований.

 

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации заключается в удовлетворении образовательных и профессиональных потребностей, обеспечении соответствия квалификации врачей-аллергологов-иммунологов меняющимся условиям профессиональной деятельности, совершенствование имеющихся  и  формирование  новых  компетенций, необходимых  для профессиональной  деятельности; повышение  профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации по специальности «Аллергология  и  иммунология».

Трудоемкость освоения – 36 академических часов.

 

В содержании дополнительной профессиональной программы повышения квалификации рассматриваются следующие вопросы: основные положения организации аллергологической и иммунологической службы; теоретические основы иммунологии и аллергологии; клиническое значение клеточных и гуморальных факторов иммунной системы; иммунная система при аллергических заболеваниях; клинические и специфические аллергологические методы исследования в диагностике аллергопатологии.

Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модуля являются разделы (например, 1.). Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы (например, 1.1), каждая тема – на элементы (например, 1.1.1.).

Документ, выдаваемый по окончании обучения: удостоверение установленного государством образца.

 

.

В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональным стандартом и квалификационной характеристикой врача-аллерголога-иммунолога.

У обучающегося совершенствуются следующие общепрофессиональные компетенции (далее − ОПК):

в организационно-управленческой деятельности:

в психолого-педагогической деятельности:

 

У обучающегося совершенствуются следующие профессиональные компетенции (далее − ПК):

В профилактической деятельности:

В диагностической деятельности:

В лечебной деятельности:

В реабилитационной деятельности:

В психолого-педагогической деятельности:

В организационно-управленческой деятельности:

 

Обучающийся, успешно освоивший программу, будет обладать новыми профессиональными компетенциями, включающими в себя:

Трудовая функция

(профессиональная

компетенция)

Трудовые действия Необходимые

умения

Необходимые знания
Консультативное обеспечение лечебно-диагностического процесса в части аллергологических и иммунологических исследований 1) Консультативное сопровождение врача-клинициста и  пациента на этапе назначения аллергологических и иммунологических исследований 2)Анализ полученных результатов исследований, клиническая верификация результатов

3) Составление аллергологического и иммунологического заключения по комплексу результатов исследований Консультативное сопровождение врача-клинициста на этапе интерпретации результатов аллергологических и  иммунологических исследований

1) Оценить достаточность и информативность полученного комплекса результатов анализов для постановки диагноза

2)Определить необходимость повторных и дополнительных исследований биологических проб пациента

3)Провести комплексную оценку результатов аллергологических и иммунологических исследований (в том числе в динамике) с учетом референтных интервалов показателей

4)Провести аллергологическую и иммунологическую верификацию диагноза, поставленного лечащим врачом; определить возможные альтернативные диагнозы

5)Дать рекомендации лечащему врачу по тактике ведения пациента и оценить эффективность проводимого лечения на основании результатов аллергологических и иммунологических исследований

6)Осуществлять дифференциальную диагностику часто встречающихся заболеваний на основании комплекса  аллергологических и иммунологических  показателей и  клинических признаков

1) Общие вопросы организации аллергологической и иммунологической службы в стране

2) Принципы  аллергологических и иммунологических методов исследований;

3) Вариация аллергологических и иммунологических результатов и ее влияние на исследования

4) Принципы оценки диагностической эффективности (аналитической и диагностической чувствительности,  специфичности)

Организационно-методическое обеспечение иммуно-лабораторного процесса Разработка и применение стандартных операционных процедур (СОП) Готовить отчеты по установленным формам Формы отчетов в аллергологическом кабинете и отделении
Разработка и применение алгоритма извещения лечащих врачей при критических  значениях иммуно- лабораторных показателей у пациентов Разработать алгоритм извещения лечащих врачей о критических значениях аллергологических и иммунологических показателей у пациентов Состав и значение стандартных операционных процедур
Разработка и применение алгоритма по выдаче результатов исследований Разработать алгоритм по выдаче результатов аллергологических и иммунологических исследований Виды контроля качества аллергологических и иммунологических исследований
Подготовка отчетов по результатам исследований Разработать формы отчетов в зависимости от потребностей кабинета, отделения Референтные интервалы, критические значения аллергологических и иммунологических показателей
Подготовка ежемесячных отчетов о своей работе   Алгоритм выдачи результатов аллергологических и иммунологических исследований
Участие в составлении

годовых отчетов по работе иммунологической

лаборатории

   

 

 

  1. Учебный план

 

Код                 Наименование тем и элементов Количество часов
всего обучение с применением ДОТ СРС
1. Учебный модуль «Аллергодиагностика в клинической практике» 34 24 10
1.1 Раздел 1. «Основные положения организации аллергологической и иммунологической службы» 6 4 2
1.2 Раздел 2. «Теоретические основы иммунологии и аллергологии» 6 4 2
1. 3. Раздел 3. «Клиническое значение клеточных и гуморальных факторов иммунной системы» 6 4 2
1.4 Раздел 4. «Иммунная система при аллергических заболеваниях» 8 6 2
1.5 Раздел 5. «Клинические и специфические аллергологические методы исследования в диагностике аллергопатологии» 8 6 2
2. Итоговая аттестация 2   2
  ИТОГО 36    

 

 

Обучение проводится на базе обучающей платформы (системы дистанционного обучения).  В учреждении сформирована электронная информационно-образовательная среда. в которой размещены папки по учебному модулю: учебная программа, формируемые компетенции, обучающие материалы и вопросы для самоконтроля по каждому разделу, тестовые задания, интернет-ссылки, нормативные документы.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ)  строится на основе вебиноров, видеолекций, мультимедийных презентаций, включающих интерактивную часть с решением слушателями клинико-морфологических задач, проверкой и обсуждением решения.

Самостоятельная работа слушателей (СРС) обеспечена набором слайдов, а также электронными формами наглядных пособий. К каждому занятию имеются методические разработки в виде конспектов и подробных планов.

Каждый обучающийся получает свой оригинальный пароль, который дает доступ к учебным материалам портала и позволяет идентифицировать личность при подтверждении результатов обучения.

С целью проведения оценки знаний используются тестовые задания, содержащие вопросы с несколькими вариантами ответов.

 

Примеры тестовых заданий.

 

  1. Какие антигистаминные препараты относятся к первому поколению?

А) Клемастин (Тавегил)

Б) Цитиризин (Зиртек)

В) Хлоропирамин (Супрастин)

Г) Лоратадин (Кларитин, Кларотадин)

Д) Фексофенадин (Телфаст)

Ответ: А, В

 

  1. Недостатки антигистаминных препаратов первого поколения

А) Снижают способность к обучению

Б) Способность проникать через гемато-энцефалический барьер

В) Седативный эффект

Г) Ничего из перечисленного

Д) Все из перечисленного

Ответ: Д

 

  1. Дозировка лоратадина

А) Детям старше 12 лет и взрослым 10 мг 2 раза в сутки

Б) Детям старше 12 лет и взрослым 10 мг 1 раз в сутки

В) Детям старше 2-х лет 10 мг 1 раз в сутки

Г) Детям до 2 лет 5 мг 1 раз в сутки

Ответ: Б

 

  1. ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Аллергология и иммунология. Национальное руководство: учебное пособие для сист. послевузовского проф. образования врачей / Российская ассоц. аллергологов и клинич. иммунологов, Ассоциация медицинских обществ по качеству ; под ред. Р. М. Хаитова, Н. И. Ильиной. — М.: Гэотар Медиа, 2009. — 960 с.
  2. Ковальчук, Л. В. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммуно-логии: учебник / Л. В. Ковальчук, Л. В. Ганковская, Р. Я. Мешкова. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2014. — 640 с.
  3. Ярилин, А.А. Иммунология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А. А. Ярилин. — М. : Гэотар Медиа, 2010. — 749 с.
  4. Клиническая аллергология и иммунология. Рук-во для практикующих врачей / Под ред. Р. А. Горячкиной и К.П. Кашкина. — М.: Миклош, 2011. -432 с.
  5. Клиническая лабораторная диагностика. Национальное руководство: в 2 т.: учебное по-собие/ гл. ред. В.В. Долгов, В.В. Меньшиков. -М.: Гэотар медиа, 2012. -894 с. и 912 с.
  6. Клиническая лабораторная диагностика: учебное пособие/А.А. Кишкун. – М.: Гэотар медиа, 2010. -971 с.
  7. Медицинская лабораторная диагностика: программы и алгоритмы: руководство для врачей / под ред. А. И. Карпищенко. — 3-е изд.,. — М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2014. — 692 с.
  8. Назаренко Г.И., Кишкун А.А. Клиническая оценка результатов лабораторных исследо-ваний. — М. : Медицина, 2006. — 541 с.
  9. Никулин, Б. А. Оценка и коррекция иммунного статуса: руководство для врачей / Б. А. Никулин. — М. : Гэотар Медиа, 2008. — 375 с.
  10. Алсынбаев, М. М. Биопрепараты и ведущие направления их лечебно-профилактического применения : монография / М. М. Алсынбаев, Ю. А. Медведев, М. М. Туйгунов. — Уфа : НПО Микроген, фил. Иммунопрепарат, 2008. — 99 с.

 

Интернет-ресурсы

  1. https://www.rosminzdrav.ru/ Официальный сайт министерства здравоохранения РФ
  2. http://www.gnicpm.ru/309/296738 Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины.
  3. http://www.zdrav.ru/library/regulations/detail.php?ID=26062 Доступ к системе Главный врач
  4. http://www.rlsnet.ru/ Российская Энциклопедия Лекарств
  5. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed абстракты статей, аналогично MedLine, национальной медицинской библиотеки США
  6. http://www.medscape.com/ один из крупнейших англоязычных порталов, содержащий как абстракты, так и полнотекстовые статьи
  7. http://www.mdconsult.com/php/441855061-829/home.html один из крупнейших архивов мед. статей
  8. http://dailymed.nlm.nih.gov/dailymed/about.cfm ресурс, предоставляющий точную информацию по поводу лекарств, присутствующих на рынке США и сертифицированных FDA