Меню

Актуальные вопросы онкоморфологии

Общество с ограниченной ответственностью

«Институт инновационных технологий»

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор – директор

учебного центра повышения

квалификации, чл.-корр. РАЕН,

эксперт Российского научного фонда, к.м.н

____________Ю.Б. Иванов

_______________________

 

« _21__ » __01_________ 2019_ г.

 

Дополнительная профессиональная программа

повышения квалификации

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Актуальные вопросы онкоморфологии»

Трудоемкость: 36ак.часа /36 зачетных единиц

Специальность основная: патологическая анатомия

Форма обучения: дистанционная

Количество академических часов с использованием ДОТ – 36/36

Количество академических часов с использованием стажировки-0 Количество академических часов с использованием симуляции — 0

 

ДОПОЛНТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ СО СРОКОМ ОСВОЕНИЯ 36 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ» ПО ТЕМЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОНКОМОРФОЛОГИИ

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Цель дополнительной профессиональной программы повышенияквалификации заключается в удовлетворении образовательных и профессиональных потребностей, обеспечении соответствия квалификации врачей-патологоанатомов меняющимся условиям профессиональной деятельности, а также совершенствовании профессиональных компетенций в области онкоморфологии в рамках имеющейся квалификации по специальности «Патологическая анатомия».

 

Трудоемкость освоения – 36 академических часов.

 

Основными компонентами дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-патологоанатомов по теме «Актуальные вопросы онкоморфологии» (далее Программы) являются:

 

 

 

Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модуля являются разделы (например, 1.). Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы (например, 1.1), каждая тема – на элементы (например, 1.1.1.).

 

Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, практические занятия, стажировка), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.

 

 

Условия реализации Программы включают:

а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам и темам Программы;

б) учебно-методическую литературу для внеаудиторной работы обучающихся;

 

Программа не имеет модуля в форме стажировки, в ходе освоения программы повышения квалификации использование активных методов обучения и информационных технологий обеспечивает закрепление теоретических знаний, практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей врачом-патологоанатомом.

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ СО СРОКОМ ОСВОЕНИЯ

 

36 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ ПО ТЕМЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОНКОМОРФОЛОГИИ

 

Результаты обучения по Программе направлены на совершенствование компетенций, приобретенных в рамках полученного ранее профессионального образования на основе ФГОС ВО по специальности Патологическая анатомия, качественное изменение профессиональных компетенций в области морфологической диагностики онкологических заболеваний, которое осуществляется в результате обучения.

 

Характеристика профессиональных компетенций врача-патологоанатома, подлежащих совершенствованию в результате освоения Программы

 

 

 

— Готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых, детей и подростков (ПК-1).

 

— Готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-2);

— Готовность к применению патологоанатомических методов диагностики и интерпретации их результатов (ПК-3);

 

— Готовность к формированию у населения мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-4);

— Готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-5).

 

Перечень знаний, умений и навыков врача-патологоанатома, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций в области диагностики онкологических заболеваний

 

По окончании обучения врач-патологоанатом должен знать:

 

  1. Общие знания:

Основы действующего законодательства в здравоохранении и ди-рективные, нормативные, методические документы по своей специальности;

 

 

 

  1. Специальные знания:

 

 

 

классификация опухолей;

 

 

 

 

 

 

По окончании обучения врач-патологоанатом должен уметь:

 

 

 

 

 

 

 

 

По окончании обучения врач-патологоанатом должен владеть навыками:

 

— современного патолого-анатомического исследования операционно-биопсийного материала опухолей человека;

 

 

 

 

Итоговая аттестация по Программе проводится в форме тестирования и выявляет подготовку врача-патологоанатома в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, профессионального стандарта и настоящей Программы.

 

Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения учебных тем в объеме, предусмотренном учебным планом Программы.

 

Лица, освоившие Программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о ДПО – удостоверение о повышении квалификации с набором в индивидуальное портфолио 36 академических часов.

 

 

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ ПО ТЕМЕ:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОНКОМОРФОЛОГИИ

 

РАЗДЕЛ 1.

 

Задачи патологоанатома (клинического патолога) в диагностике опухолевых заболеваний

 

Код Наименование тем и элементов
1.1. Задачи патологоанатома в диагностике опухолей.
1.1.1. Рутинные задачи при работе с операционно-биопсийным
материалом.
1.1.2. Молекулярно-генетические маркеры прогноза результата
биопсии, оценки стадии, риска прогрессии опухолей.
1.2. Мультидисциплинарный подход в диагностике
онкологических заболеваний.
РАЗДЕЛ 2.
Морфологическая диагностика онкологических заболеваний
Код Наименование тем и элементов
2.1. Методы морфологической диагностики опухолей.
2.1.1. Основные методы морфологической диагностики
онкологических заболеваний.
2.1.2. Дополнительные методы морфологической диагностики

онкологических заболеваний, компьютерная плоидометрия, цитогенетика.

2.1.3. Иммуногистохимический метод в дифференциальной

диагностике пренеопластических, опухолевых и

псевдоопухолевых заболеваний.

2.2. Применение морфологических методов для скрининга

онкологических заболеваний. Принципы медико-

статистического анализа состояния здоровья населения в

области онкоморфологии.

РАЗДЕЛ 3.

 

Патолого-анатомическая характеристика онкологических заболеваний

 

Код Наименование тем и элементов
3.1. Неопластические процессы.
3.1.1. Понятие об интраэпителиальных неоплазиях,

диагностические критерии и дифференциальная

диагностика.

3.1.2. Атипическая гиперплазия, атипическая пролиферация,
диагностические критерии и дифференциальная
диагностика.
3.1.3. Системы градации опухолей, их значение в опухолевой

прогрессии.

3.2. Патолого-анатомическая диагностика отдельных
опухолей.
3.2.1. Морфологическая диагностика опухолей желудка,
толстой и прямой кишки.
3.2.2. Морфологическая диагностика рака молочной железы,
гормонально зависимые опухоли.
3.2.3. Морфологическая диагностика онкоурологических
заболеваний.
3.2.4. Морфологическая диагностика опухолей легкого.

 

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ СО СРОКОМ ОСВОЕНИЯ 36 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ ПО ТЕМЕ: АКТУАЛЬНЫЕ

 

ВОПРОСЫ ОНКОМОРФОЛОГИИ

 

Цель: удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечение соответствия квалификации врачей-патологоанатомов меняющимся условиям профессиональной деятельности, а также совершенствование профессиональных компетенций в области онкоморфологии в рамках имеющейся квалификации по специальности «Патологическая анатомия».

Категория обучающихся: заведующие патолого-анатомическими бюро (отделениями), врачи-патологоанатомы

Трудоемкость обучения: 36 академических часов

Режим занятий: 7,2 академических часа в день

Форма обучения: заочная

№№пп Наименование

разделов дисциплин

и тем

Всего часов В том числе Форма контроля
Лекции СРК
Рабочая программа раздела «Задачи патологоанатома (клинического патолога) в диагностике опухолевых заболеваний»
1. Задачи

патологоанатома в

диагностике

опухолевых

заболеваний

2 2 тестирование
1.1. Задачи

патологоанатома в

диагностике

опухолей

1 1
1.2. Мультидисципли-

нарный подход в

диагностике

онкологических

заболеваний

1 1
Рабочая программа раздела «Морфологическая диагностика онкологических заболеваний» тестирование
2. Морфологическая диагностика онкологических заболеваний 8 2 6
2.1. Методы

морфологической

диагностики

опухолей

5 1 4
2.2. Применение

морфологических

методов для

скрининга

онкологических

заболеваний.

Принципы медико-

статистического

анализа состояния

здоровья населения в

области

онкоморфологии.

3 1 2
Рабочая программа раздела «Патолого-анатомическая характеристика онкологических заболеваний»
3. Патолого-

анатомическая

характеристика

онкологических

заболеваний

24 6 18 тестирование
3.1. Неопластические процессы 6 2 4
3.2. Патолого-

анатомическая

диагностика

отдельных опухолей

18 4 14
Итоговая аттестация 2 2 зачет
Итого 36 10 26

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ СО СРОКОМ ОСВОЕНИЯ 36 АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ ПО ТЕМЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОНКОМОРФОЛОГИИ

 

При организации и проведении учебных занятий используется учебно-методическая документация и материалы по всем разделам и темам

 

Программы.

 

Лекции строятся на основе мультимедийных презентаций, а также включают интерактивную часть с решением слушателями клинико-морфологических задач, проверкой и обсуждением решения. Самостоятельная работа слушателей обеспечена набором слайдов, а также электронными формами наглядных пособий на CD-дисках. К каждому занятию имеются методические разработки в виде конспектов и подробных планов.

 

С целью проведения оценки знаний используются тестовые задания, содержащие вопросы с несколькими вариантами ответов.

 

VII.     ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 

Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения учебных тем в объеме, предусмотренном учебным планом Программы.

 

Лица, освоившие Программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о ДПО – удостоверение о повышении квалификации с набором в индивидуальное портфолио 36 академических часов.

 

 

Основная литература

  1. Автандилов, Г. Г. Медицинская морфометрия: Руководство. -М.: Медицина, 1990. -383 с.
  2. Бабиченко И.И., Ковязин В.А. Новые методы иммуногистохимической диагностики опухолевого роста: Учеб.пособие. – М.: РУДН, 2008. – 109 с.
  3. Головин Д.И. Атлас опухолей человека (гистологическое строение). – Л.: Медицина, 1975. – 320 с.
  4. Иммуногистохимические методы: руководство / George L. Kumar, LarsRudbeck: Dako / пер. с англ. под ред. Г.А. Франка, П.Г. Малькова. – М., 2011. – 224 с.
  5. Куликов С.В., Шубин Л.Б. и др. Предстательная железа. Морфология и онкоморфология. Ярославль: Аверс Плюс, 2010. — 52 c.
  6. Онкоморфология легких / В. П. Харченко, Г. А. Галил-Оглы, И. В. Кузьмин; Моск. НИИ диагностики и хирургии. — М. : МП «Калина», 1994. — 186 с.
  7. Пальцев М.А., Аничков Н.М. Атлас патологии — опухолей человека.- М.: Медицина.- 2008 .-424 с. Патологическая анатомия: атлас: [учеб.пособие] / [Зайратьянц О. В. и др.]; 2010. — 472 с.: ил.
  8. Патологоанатомическая диагностика опухолей человека: Руководство в 2 томах. Т.1,2 / под редакцией Н.А.Краевского, А.В.Смолянинова, Д.С.Саркисова.-4-е издание. перераб. и доп..-М.:Медицина, 1993.-560 с.
  9. Руководство по иммуногистохимической диагностике опухолей / Под ред.С.В.Петрова и Н.Т.Райхлина 4-е изд. дополненное и переработанное.-Казань.-Изд-во «Титул».-2012.-623 с.
  10. Семченко В.В., Барашкова С.А., Ноздрин В.И., Артемьев В.Н. Гистологическая техника: учебное пособие.3-е изд., доп. и пере­раб. Омск-Орёл: Омская областная типография, 2006, 290 с.
  11. Чисов В.И., Дарьялова С.П. Онкология.- М.: Медицина.- 2007 .-560 с.
  12. Buchwalow I.B., BocKer W. Immunogistochemistry:Basis and Methods. Hardcover: Springer, 2010, 153 p.

Примеры тестовых заданий.

 

Выберите один правильный ответ

  1. Гистологический тип рака простаты: А. Веретеноклеточный Б. Крупноклеточный В. Аденокарцинома Г. Фибросаркома

 

  1. Для неинвазивного метода выявления рака простаты используется маркер: А. ПСА Б. ХГЧ

В. PCA3

Г. Тестостерон

 

  1. К предраковым заболеваниям простаты относят: А. Хронический простатит Б. Аденомы В. ПИН Г. Гиперплазию

 

  1. Зона, наиболее подверженная для развития дисплазии и рака шейки матки: А. Влагалищная часть шейки матки Б. Цервикальный канал

 

В. Место стыка цервикального и плоского эпителия Г. Многослойный плоский эпителий

 

  1. Болезнь Реклигхаузена это: А. Невринома Б. Солитарная нейрофиброма В. Шваннома

 

Г. Множественная нейрофиброма

 

Выберите несколько правильных ответов

  1. К редким формам рака простаты относят: А. Мелкоацинарная аденокарцинома Б. Злокачественная фиброзная гистиоцитома В. Переходноклеточный рак Г. Протоковый рак

 

  1. Характерные иммуногистохимические маркеры опухолей простаты из эпителия:

 

А. Десмин

 

Б. Цитокератин В. PSA

 

Г. Хромогранин

 

  1. Синонимы гигантоклеточной опухоли кости: А. Остеоид-остеома Б. Остеобластокластома В. Бурая опухоль Г. Остеосаркома
  2. К неэпителиальным опухолям почки относят: А. Хромофобная карцинома Б. Ангиомиолипома В. Переходноклеточный рак Г. Онкоцитома

 

  1. Гистологические варианты почечноклеточного рака: А. Светлоклеточный Б. Папиллярный В. Переходноклеточный Г. Темноклеточный

 

Установите соответствие

  1. Установите соответствие между патологическими образованиями простаты и их типичными микроскопическими признаками

 

А) мелкие ацинарные структуры из одного слоя эпителия без слоя

базальных клеток

Б) инвазивная опухоль из мелких гиперхромных клеток

В) увеличение количества слоев базального слоя в железистоподобных структурах простаты

 

  1. Установите соответствие между гистогенетическими формами незрелых опухолей и их характерными признаками

А) чаще встречаются во взрослом возрасте

Б) чаще встречаются в молодом возрасте

В) метастазы в региональные лимфоузлы, легкое, печень Г) преимущественно гематогенные метастазы

 

Определите правильную последовательность

  1. Укажите правильную последовательность действий при морфологической диагностике рака простаты

А. Анализ сыворотки крови на ПСА

Б. Иммуногистохимическое исследование

В. Забор ткани простаты на биопсию

Г. Гистологическое исследование

Д. Ультразвуковое исследование простаты

 

  1. Установите правильную последовательность морфологических изменений в пласте переходного эпителия мочевого пузыря по этапам опухолевой прогрессии «рак на месте»

 

  1. Установите правильную последовательность действий при патологоанатомической диагностике рака простаты

 

Эталоны ответов

 

№№ вопросов 1 2 3 4 5 6 7
Правильный ответ В А В В Г А,В Б,В
№№ вопросов 8 9 10 11
Правильный ответ Б,В Б,Г А,Б 3 А, 1 Б, 2 В
№№ вопросов 12 13 14 15
Правильный ответ 1 Б,Г; 2 А,В Д,А,В,Г,Б 3,5,1,4,2 3,4,1,2